День космонавтики
Галина ШИПИЦЫНА
Совсем недавно мы вспоминали печальную дату: 55 лет со дня гибели первого космонавта планеты. Это было горе миллионов, потому что имя Гагарина было мечтой, символом, идеалом, а 12 апреля 1961 года разделило жизнь планеты Земля на «до» и «после» космической эры. В которой мы были первыми.
К полёту Гагарина Советский Союз шёл десятки лет. С лёгкой руки Главного конструктора Сергея Павловича Королёва уже больше 60 лет ракеты-носители среднего класса и космические аппараты для космической съёмки и проведения научных экспериментов на орбите Земли производят в красивом городе на Волге, который часто называют космической столицей России. Это Самара (бывший Куйбышев), именно здесь находятся Ракетно-космический центр «Прогресс» и Центральное Специализированное Конструкторское Бюро (ЦСКБ), объединённые с 2012 года.
Именно в Куйбышеве, на заводе № 1, были изготовлены первые две ступени корабля «Восток», на котором был совершён первый в истории человечества космический полёт. Хотя тогда, конечно, только единицы знали о том, что в Куйбышеве делают космические корабли: настолько всё производство было засекречено.
Есть и ещё несколько юбилейных дат у космического предприятия: 50 лет с начала эксплуатации самой массовой ракеты-носителя «Союз-У» (запуски выполнялись с 1973 по 2017 гг.), 50 лет назад был запущен первый научный спутник из серии «Бион» и почти 50 лет прошло с принятия в эксплуатацию аппарата дистанционного зондирования Земли «Янтарь-2К», оригинальной разработки коллектива ЦСКБ.
За шесть десятков лет осуществлено около 1900 запусков ракет-носителей и выведено в космос почти 1000 космических аппаратов, разработанных РКЦ. Коллективы ЦСКБ и «Прогресса», наблюдая за очередным запуском, говорят все эти годы: «Наша полетела!». Сегодня их «изделия» (так по многолетней традиции принято между собой называть разрабатываемую здесь продукцию) взлетают с четырёх космодромов мира: «Байконура», «Плесецка», «Восточного» и Гвианского космического центра в Южной Америке (Франция).
Жизнь космонавтов в первую очередь зависит от тех, кто создаёт ракеты. Поэтому на работу принимали самых грамотных и надёжных. Беседую с Ольгой Евгеньевной Замыцкой. В своё время немало лет (до массового сокращения в 1990-е) она отдала заводу «Прогресс», продолжая семейную династию: её мама Галина Леонидовна Морозова всю жизнь с окончания техникума до пенсии проработала ведущим конструктором Куйбышевского ЦСКБ, и вся история становления советской космонавтики прошла у неё на глазах.
Правда, в разработке гагаринской ракеты она участие не принимала, поскольку начала работать уже в декабре 1961-го, когда ещё и названия ЦСКБ не существовало, а было закрытое предприятие – «почтовый ящик такой-то» – филиал созданного в 1959-м С.П. Королёвым отдела № 25 для конструкторского сопровождения производства ракет Р-7 в структуре ОКБ-1 (Особое Конструкторское Бюро). Потом название поменялось на Куйбышевский филиал Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения, и в 1974 году стало самостоятельным предприятием – ЦСКБ, бессменным руководителем его был Дмитрий Ильич Козлов, которого шутя называли «самый главный резидент СССР», а ЦСКБ – «фирмой Козлова».
Галина Леонидовна работала вначале конструктором-техником, затем её отправили доучиваться в Московский авиационный институт, где она получила специализацию – «ЭВА» (электронно-вычислительная аппаратура). Огромные «шкафы», начинённые «космической» электроникой, – это далёкие уже предки современных компьютеров.
В ЦСКБ было много женщин-конструкторов. Ольга Евгеньевна шутит, что все разработки, чертежи, расчёты делали именно женщины, приняв всю сложную работу на свои хрупкие надёжные плечи.
Галина Леонидовна часто ездила на испытания, на запуски, на космодромы «Байконур», «Плесецк» (город Мирный в Архангельской области, отсюда запускали только беспилотные «изделия»), проверяла аппаратуру до и после старта. Условия непосредственно вблизи космодрома были суровые: жили в бараках, насквозь продуваемых ветрами.
Было в жизни Г.Л. Морозовой и сотрудничество с лётчиками-космонавтами Алексеем Леоновым и Владимиром Шаталовым, когда они работали в Центре подготовки космонавтов. Леонов подарил ей на память свою книгу с дарственной надписью.
– Всё было строго засекречено, – рассказывает Ольга Евгеньевна, – Когда я спрашивала в детстве маму, что они производят, она отвечала: лодки.
Лодки «Прогресс» и в самом деле собирали здесь, но как сопутствующую продукцию. А между тем основная отрасль была космической: «Прогресс» выпускал до 50 ракет Р-7 в год. Недаром генсек Никита Хрущёв сказал однажды, находясь с визитом в Америке, что «мы печём ракеты, как сосиски». Позже «Прогресс» участвовал в создании «лунной» ракеты Н-1 и многоразовой космической транспортной системы «Энергия-Буран».
– Мама очень чтила День космонавтики, – вспоминает О.Е. Замыцкая. – Это было для неё и её поколения значимо: они участвовали в истории. Часто вспоминаю фильм «Девять дней одного года». Конечно, он не о космосе, но атмосфера создана там точно такая же: люди работали сутками, жили на работе – настолько были увлечены своим делом. И мама говорила: этот фильм про нас, шестидесятников. Они были очень увлечёнными – тогда появился Грушинский фестиваль, при ЦСКБ был создан альпинистский клуб «Зенит». Всем хотелось романтики. Наверное, потому она и выбрала для себя авиацию, потому что мечтала о новом, неизведанном. Это было такое поколение, которое стремилось вперёд, интересовалось всем…
Фото gzktour.ru
На фото. Сегодня в Самаре находятся музей авиации и космонавтики им. С.П. Королёва и музей «Самара космическая», рядом с которым монументально возвышается ракета «Союз».
© Редакция газеты «Камышловские известия»