Пт, 10 Июл. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
24 июля 2009, 14:00

Наше интервью



Как и обещали читателям, тема нашего очередного разговора
с главой района Е.А. Барановым — разграничение полномочий и решение проблем жилищно-коммунального хозяйства.

У каждого свои полномочия

— Евгений Александрович, начнем с разграничения полномочий. Раньше был сельсовет, куда можно было обратиться со всеми вопросами, был директор хозяйства, который тоже мог помочь, и была последняя инстанция — районная власть, куда обращались, если дело не двигалось с места. Сейчас все по-другому…
— Да, сейчас все по-другому, так как жизнь не стоит на месте. Давайте сначала, как вы и предложили, расскажем о полномочиях, о том кто чем должен заниматься и занимается. А прежде всего поясним, что же такое полномочия.
Полномочия — это закрепленный законодательно за органами местного самоуправления и должностными лицами комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории соответствующего муниципального образования. Законодатель установил для муниципальных районов и для поселений исчерпывающий перечень вопросов местного значения.
— Но возможно ли все разложить по полочкам? Жизнь так многообразна, что порой бывает очень трудно разделить и сказать: все это наше, а вот это — ваше…
— Конечно, есть вопросы местного значения, будем говорить, общего характера, их район и поселения должны решать в «одном ключе». Но в границах различных территорий. А есть полномочия, которые осуществляются теми и другими органами местного самоуправления самостоятельно, и какая-либо управляемость или подчиненность одного МО другому здесь не допускается.
— Давайте, хотя бы вкратце, назовем, какие же полномочия сегодня есть у района?
— На 2009 год между районом и поселениями заключены соглашения, согласно которым районные органы осуществляют за сельские поселения следующие полномочия: содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по гражданской обороне, создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель населения. Также органы местного самоуправления сельских поселений наделены определенными государственными полномочиями. Они вправе совершать нотариальные действия — удостоверять завещания, доверенности, свидетельствовать верность копий документов и т. д.
Несмотря на это, сам район имеет еще и свои полномочия. А также предостаточно государственных. Это расчет и предоставление за счет средств облбюджета бюджетам поселений дотаций; предоставление отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг и т.д. Кроме того, решаем вопросы образования и здравоохранения.
— Евгений Александрович, вероятно, следует пояснить, что деление полномочий — процесс длительный и постепенный. Иначе поселения просто «захлебнулись» бы от объема нахлынувших проблем.
— Раз у нас двухуровневая система управления, то региональный законодатель, пользуясь возможностью, предоставленной федеральным законом, ежегодно принимал законодательные акты, предусматривающие решение органами местного самоуправления муниципального района вопросов местного значения, отнесенных к компетенции поселений. Причем перечень вопросов, которые должны были решать поселения, год от года увеличивался. Это было правильно. Поселения постепенно втягивались в работу, набирались опыта по мере увеличения полномочий.
— Можно привести конкретные примеры?
— Сейчас приведем. В 2006 году поселения осуществляли полномочия по решению 15 вопросов местного значения. Это были меры пожарной безопасности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройство территорий, освещение улиц и т. д. В 2007 году вопросов стало уже 19, добавились: содержание и строительство автодорог общего пользования, создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами культуры, развития физкультуры и спорта, осуществление мероприятий по работе с детьми. В 2008 году поселения отвечали уже за 22 вопроса местного значения, а с этого года закон о местном самоуправлении № 131-ФЗ полностью вступил в силу, и сельские поселения, входящие в Камышловский муниципальный район, в определенном порядке решают уже более 30 самостоятельных вопросов местного значения, в том числе и связанные с формированием бюджетов, предоставлением транспортных услуг, организацией на территории поселений электро-, газо-, тепло- и водоснабжения.
Принято считать, что с увеличением количества решаемых проблем на местах объем работы, выполняемой органами местного самоуправления района, уменьшился. К сожалению, такого не произошло. Не секрет, что многие государственные органы и иные учреждения и предприятия долго привыкали к такой форме публичной власти, как поселения, и я в связи с этим считал своей основной задачей обеспечить самостоятельность органов местного управления поселений.
Конечно, рядовому гражданину все равно, кто из местных властей и за какие вопросы отвечает, поэтому мы с главами поселений многие вопросы пытаемся решать вместе. Для этого у нас создан и действует коллегиальный совещательный орган — совет при главе района.

Читайте также:  Понять и поверить

Дела коммунальные

— Евгений Александрович, а сейчас остановимся на самом, на мой взгляд, значимом участке работы — жилищно-коммунальном. Тем более, что многое (если не все!) сейчас решается в поселениях, ведь с 1 января текущего года им переданы полномочия и в сфере ЖКХ. Изменилось ли что к лучшему и какова ситуация на сегодняшний день?
— Минувший отопительный сезон был непростым. Хотя в преддверии передачи полномочий подготовка к нему велась совместно и непосредственно при участии глав сельских поселений. В конце 2008 года в котельных был создан запас топлива на январь-февраль под муниципальные гарантии, выданные МО «Камышловский муниципальный район». И контроль был, и круглосуточное дежурство должностных лиц в праздничные дни. Но перерывы в теплоснабжении все равно были — в Захаровском, Шипицинском, Обуховском, Галкинском, Октябрьском, п. Восход и других населённых пунктах. Основная причина — изношенность оборудования и ветхость коммунальных сетей.
Финансовое состояние предприятий ЖКХ на конец отопительного сезона оставалось крайне нестабильным. Все пять предприятий ЖКХ убыточны, причем уровень убыточности растет. Особенно тяжелое положение сложилось в МУП «Скатинская коммунальная служба», где общая кредиторская задолженность в 3,2 раза превышает дебиторскую. Тянут вниз и долги населения за предоставленные услуги, а это около 70% от общей задолженности. Это очень серьезные проблемы, которые в условиях экономического кризиса решать нелегко. И все же, я думаю, приобретенный опыт, принимаемые сегодня меры по ремонту и приведению в порядок отопительных систем, произведенные структурные изменения позволят главам поселений улучшить обстановку.
— Как изменилась структура ЖКХ в районе с передачей полномочий в сельские поселения?
— Во-первых, поселения самостоятельно решают проблемы, сами проводят конкурсы на оказание услуг по ремонту, водоснабжению, сбору и вывозу бытовых отходов. Во-вторых, очень изменилась система управления жилищным фондом. На территории района расположено 2315 многоквартирных жилых домов, 82% из них — двухквартирные. Поэтому в целом преодолеть 10%-й рубеж создания ТСЖ в многоквартирных домах вряд ли бы удалось, а в отдельно взятых сельских поселениях это стало возможным. В результате проведенной работы три из пяти поселений — Обуховское, Калиновское и Восточное — этот 10-процентный барьер преодолели. Обуховское получило финансовую поддержку из федерального фонда на проведение капремонта жилых домов в размере 18,6 млн. рублей, что позволит отремонтировать 12,4 тыс. кв. м жилья. А в целом на территории всех сельских поселений создано семь ТСЖ, куда вошли 74 многоквартирных дома. Работа эта продолжается.
Для коммунальщиков лето — горячая пора, идет подготовка к отопительному сезону. От того, как она пройдет, будет зависеть предстоящий зимний период. Контроль здесь необходим, а гласность — лучший контролер. Так что до встречи на газетных страницах.
— Спасибо вам за беседу.

К печати подготовила Людмила ЧИРКОВА.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: