Июнь 1812 года. Наполеон напал на Россию. Весь русский народ встал на защиту Отчизны. Не остались в стороне и жители Камышловского уезда. Об этом красноречиво говорится в «Сборнике документов «Урал в Отечественной войне 1812 года»: «Крестьяне Камышловского уезда заявили губернскому начальству, что они готовы ополчиться поголовно». В июле 1812 года крестьяне Белоярской, Камышевской и других слобод уже знали, что «француз идет к Москве».
5 августа начался рекрутский набор на пополнение Екатеринбургского пехотного полка. Урал дал для обороны России цветущих людей «ростом в два аршина и три вершка, а летами не моложе 18 лет и не старее 37». Этим же августовским днем напутствовали рекрутов из Камышловской и Маминской волостей Петр Бирюков и Илларион Чирков. Многие пошли добровольцами в действующую армию, немало камышловцев служило в рядах вновь сформированного полка, который под командованием генерал-майора Окунева принимал участие в Бородинской битве.
Высоко оценил мужество и отвагу русских воинов французский генерал Палле, участник Бородинского сражения. В своих записках он писал: «Они шли на нас с величайшей отвагой по трупам павших, русские колонны двигались как стальные шанцы, сверкая сталью и пламенем. Поражаемые нашей картечью, атакуемые то конницей, то пехотой, они терпели огромный урон, но нападали на нас по-прежнему».
Уральцы с честью пронесли свое знамя через все испытания – от стен сожженной Москвы до Парижа. 18 марта 1814 года Екатеринбургский полк вместе с другими штурмом овладел Монмартром. Екатеринбуржцы завоевали право украсить свое знамя словами: «За отличие в 1814 году против французов». Кроме того, были награждены серебряной трубой с надписью: «За взятие Монмартра».
По сведениям краеведа А. Коровина, церковные книги Камышевской волости за 1814-1817 годы сохранили несколько имен тех солдат, кто, побывав в Европе, вернулся домой. Так, зарегистрирована женитьба 27-летнего черноусовского унтер-офицера Захара Ваганова на вдове его друга – солдата-односельчанина Георгия Поскочина, погибшего в походе на Париж. Ефим Коровин вернулся домой в 1817 году, награжден солдатским знаком Георгиевского креста. В деревушку Ключи в 1816 году вернулся из заграничного похода солдат Петр Бородулин.
Таковы краткие сведения о наших земляках, участвовавших в Отечественной войне 1812 года (из журнала «Уральский следопыт, № 4, 1971 г.).
Ирина ПАВЛОВА, зав. архивным отделом администрации района.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Во-первых, в 1812 году мы были Камышловской слободой, а на реке Исети — так и оставалась — Камышевская.
Во-вторых, наша территория никогда не была волостью.
Где-то читал, что как раз в это время эти крестьяне бузили, а когда к ним приехали разбираться, они «заявили губернскому начальству, что они готовы ополчиться поголовно». О мотивах можно спорить, но патриотизм для крепостного крестьянина я бы поставил на последнее место.
Узнал, что в одной губернии формировали полки из охотников. Смысл в том, что эти люди имели оружие и умели стрелять. Оружия не хватало в этой войне. Поэтому можно понять желание крестьян получить оружие «на халяву». Как говорится в крестьянском деле ствол не помеха. )))
1812 год. Кто сейчас скажет точно, что да как там было.
Ну кто интересуется историей, узнает много нового. Вам например известно, что поэт Лермонтов, как бы сейчас сказали, был командиром отряда спецназа. А тогда называлась сотня охочих людей или охотников.