Сб, 4 Фев. 2023 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 4 Фев. 2023 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Навигатор в море профессий
09 декабря 2022, 14:00

Навигатор в море профессий



Илья ЗЫРЯНОВ

Куда пойти со школьного двора? Ответить на этот вопрос современным выпускникам помогает проект под названием «Билет в будущее», реализуемый при поддержке государства. В ноябре в Москве состоялся одноимённый всероссийский форум, и сегодня мы беседуем с его участницей и призёром, педагогом школы № 3 М.Н. Коротиной.

– Мария Николаевна, как давно вы работаете в этом проекте и в чём его суть?
– С прошлого года я являюсь педагогом-навигатором – занимаюсь профориентацией учащихся с 6-го по 11-й класс: провожу классные часы, тестирование, консультирование. Если проще, то я показываю детям пути-дороги, которые существуют. На самом деле они знают очень мало профессий – зачастую лишь те, которые видят: учитель, водитель, продавец. И это везде, не только у нас. А как ребёнок может выбрать профессию, если он не знает о её существовании? А если знает, то как и где на неё выучиться? Значит, надо найти информацию, посмотреть, почитать и рассказать. С одиннадцатиклассниками можно уже подбирать конкретные институты.

– Ваша поездка в Москву – это результат некоего конкурса?
– Да. В рамках большого проекта «Билет в будущее» есть ещё один проектный модуль. Он разработан для педагогов, которые хотят развиваться в этом направлении. И любой педагог-навигатор может подать заявку на конкурс. Нынче заявилось более 1000 человек со своими профориентационными разработками по разным направлениям: работа с родителями, с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и так далее. Одобрено было 245 заявок, сформировано 15 команд из 46 субъектов по восьми темам. Каждая команда создавала и представляла свой проект на всероссийском уровне в режиме онлайн через платформу Zoom. Работали с нами эксперты очень высокого уровня из Москвы и Санкт-Петербурга. И требования были высокие. На защиту проекта отводилась ровно одна минута, и не важно, закончил ты свою мысль или нет. В итоге из 15 проектов выбрали топ-3 самых лучших – эти команды пригласили на форум в полном составе. А из остальных команд – по одному самому активному участнику.

– Какие впечатления от поездки?
– Самое сильное – это всплеск эмоций как профилактика профессионального выгорания. Я познакомилась с коллегами из самых разных уголков нашей страны. На форуме были не только педагоги-навигаторы, но и региональные представители проекта, а также директора парков «Россия – моя история». В первый день нас пригласили на ВДНХ. Там мы обучались проектным навыкам. Всё это очень интересно. Если конкретнее, нам рассказали, как дальше работать с нашим проектом, как работать с детьми, их родителями, спонсорами, каким образом привлекать материальные ресурсы, потому что любая новая разработка требует вложений, пусть даже не на первых шагах.

– Что представляет собой ваш проект?
– Нам достался модуль, касающийся медиакоммуникаций в профориентации. Мы выбрали такое средство, как телеграм-канал для детей. Социальные сети сейчас у них популярны, и мы на это ориентируемся. Согласно нашему проекту, канал создаётся самими учащимися – медиакомандами из разных уголков страны. К примеру, детям трудно побывать с экскурсией на каком-то предприятии, которого либо нет в их городе, либо на его территорию не так-то просто попасть. Но у кого-то там работает родитель, и он может снять небольшой ролик, рассказать подписчикам. Либо это может быть интервью с молодым специалистом, который добился успеха и быстро вырос в своей профессии, пусть даже она не очень модная: ветеринар, агроном, сварщик, к примеру. Запустить канал мы планируем к 1 февраля.

– Когда вы работаете с выпускниками, вы даёте им какие-то конкретные наставления в плане профориентации?
– Нет, запрос должен идти от самого ребёнка. Я ведь не могу сказать: давай-ка пойдём выбирать тебе профессию. Как раз вчера у нас был классный час с одиннадцатиклассниками, мы беседовали о том, кем они хотят стать, и кем их видят сверстники. Кто-то отвечал всерьёз, кто-то отшучивался, но было видно, кому интересна какая-то конкретная тема, а кто не хочет об этом говорить. В группе вообще не все раскрываются, один на один с детьми легче работать. Не каждый может публично признаться, что хочет стать агрономом, к примеру. Хотя это специальность, которая даст пути роста и развития.

Читайте также:  Альберт Макарян: «Нельзя позволять себя не уважать...»

– А какие специальности среди детей сейчас популярны?
– Конкретной статистики мы не ведём, поскольку мнения и планы ребят постоянно меняются. Но могу сказать, что есть модные профессии, о которых говорят много, – это экономист и менеджер. В последнее время стали говорить про образование, наши выпускники поступают в педагогические учебные заведения. Такая тенденция появилась года два назад. Многие хотят быть медиками, но там и конкурс большой. Наши выпускники поступают в основном по целевому направлению от Центральной районной больницы. Популярны профессии в сфере информационных технологий. Если у ребёнка есть способности, то это очень перспективное направление. В этот же список можно включить строительные специальности, но они уже менее престижны среди учащихся.

– Ваш сын Илья однажды был героем публикации в нашей газете и упомянул, что хочет стать культурологом. Он не изменил своих планов?
– Сейчас его больше интересует издательское дело. Там, оказывается, большое разнообразие специальностей. А наш старший сын Слава учится на четвёртом курсе УрФУ по специальности «история». Я поначалу сильно сомневалась, но он настоял на своём, и ему нравится это направление – хочет поступать в магистратуру. Я рада, что не стала его отговаривать, ведь очень важно учитывать интересы ребёнка.

– А как вы выбирали профессию?
– Я оканчивала девятый класс школы № 3. Десятого и одиннадцатого в девяностые годы здесь ещё не было, и смысла идти в них тоже не было, поскольку моя семья в тот период не могла отправить меня учиться в вуз в другой город. Оставались на выбор два камышловских техникума и педучилище. Так как я не технарь – мне интереснее работать с людьми, чем с цифрами и бумагами, я выбрала педагогику. С красным аттестатом об окончании школы в колледж поступала без экзаменов. Помню, на комиссии меня спросили: «Детей любишь?». А что я могла ответить в 16 лет? «Не знаю, – говорю. – Нормально к ним отношусь». В итоге выбор оказался удачным.

– А сейчас какие возможности есть у камышловских выпускников?
– Во-первых, наши техникумы и колледж значительно расширили список специальностей, как технических, так и гуманитарных. Во-вторых, сейчас доступно несравнимо больше информации об учебных заведениях, которые, возможно, были и раньше, но мы о них ничего не слышали. Я, например, не знала, что в Екатеринбурге есть колледж, в котором учат на фармацевтов. Для детей, которые любят химию, но не могут поступить в институт, это отличная возможность продолжить учёбу после 11-го класса и получить востребованную медицинскую специальность.

– Желаем будущим выпускникам сделать верный выбор, а вам – дальнейших профессиональных успехов. Благодарим за беседу. 

Фото из архива Марии Коротиной.
На фото. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 3, педагог-навигатор Мария Коротина на всероссийском форуме «Билет в будущее». Благодарственное письмо ей вручает заместитель министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2023 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.