С началом перестройки в стране, видимо, решили, что правопорядок установится сам собой, без вмешательства милиции и общественности, а добровольные народные дружины — это анахронизм. Но не прошло и 20 лет, как государство в лице законодателей спохватилось: мол, как же так получилось, народ вместо порядка творит антипорядок? Преступность прыгнула вверх, беспризорных детей стало больше, как и неблагополучных семей. Есть попытка возвратить некоторые формы работы назад. Посмотрим, что из этого получается.
В одну из последних суббот мая меня пригласили в рейд дружинники Обуховского поселения. Собрались мы у магазина «Родничок». «Экипаж машины боевой», кроме меня, состоял из трех человек, это были депутаты поселенческой Думы А.П. Чулошников, Л.Н. Дегтярева — педагог, Г.Н. Нестерова — зав. ФАПом.
В 21.00 выехали по маршруту. По пути я задавала разные вопросы.
— Инициатором создания дружины, — рассказывает Людмила Николаевна Дегтярева, — стала Дума поселения в лице главы Галины Ивановны Юдиной и новый депутатский состав. Обстановка этого требовала. Особенно много доставляла хлопот молодежь и неблагополучные семьи. Положение разрабатывали сами, утвердили его на Думе.
— Сами и дежурим, — грустно улыбнулся Александр Петрович Чулошников, возглавляющий ДНД. — Сказывается привычка наших граждан, что все должен делать за них кто-то. Пришлось показать пример. В других населенных пунктах поселения тоже созданы ДНД. В Захаровском из 15 человек (руководит В.К. Куваева), Шилкинском — 9 (А.В. Ковалев), пос. Октябрьском — 7 (В.К. Трапезникова). Всех членов ДНД собирали на общее собрание, где сотрудник ОВД В.В. Михаленко рассказал о наших правах и обязанностях и вручил удостоверения. У нас было 10 человек, двое уехали. Мы разделились на группы по три человека. Приходится использовать свой транспорт, чтобы объезжать деревни. Частично затраты на бензин возмещаются — это тоже решение Думы.
— На первое дежурство, — продолжила Людмила Николаевна, — мы вышли 15 декабря 2007 года. В наш маршрут входит посещение и проверка дворового клуба, районы магазинов, школа, сквер, улица Мира — самая главная и оживленная, заезжаем в Кокшарову, проверяем обстановку в клубе и около него. Затем решили расширить круг обязанностей — посещать квартиры и дома, где живут неблагополучные семьи, где родители пьют.
— И как во время посещений реагируют? — полюбопытствовала я.
— В зависимости от обстановки, которую видим, и наших действий. Если требуется, сообщаем в милицию, но это случается, к счастью, редко. Нас хорошо знают в поселении, поэтому удостоверений предъявлять не требуется, чаще просто дружески беседуем, если нужна помощь — помогаем.
…В этом убедилась лично. Чем ближе стрелки часов приближались к 23.00, обследуемые объекты и территории около них становились оживленнее, больше стало появляться молодежи, гуляющих прохожих.
Как положительный момент хочется отметить, что молодежи, благодаря опять же стараниям депутатов, сейчас есть где провести свободное время — работает дворовой клуб и просто клубы, где можно найти себе занятие, в них уютно и красиво.
То, что дружинников знают, тоже было видно. Некоторые молодые люди (не подростки) с банкой пива при виде нашей группы быстро ретировались, не желая быть замеченными. Подростки у клуба, куда мы подошли, уверяли, что помыслы их самые хорошие, просто пришли пообщаться.
Посетили дружинники и квартиры, которые у них на заметке. Не сказать, что нашему визиту там были рады, особенно не нравилось некоторым присутствие корреспондента, мол, нечего про нас писать, как хотим, так и живем. Агрессия гасла после разговора.
— Так получается, — говорит Александр Петрович, — что те квартиры, которые я посещал как участковый, посещаю и сегодня (за редким исключением), правда, в другой роли, и живут здесь уже дети или даже внуки тех, кто когда-то считался неблагополучным. Такая вот преемственность…
Из клуба в Кокшаровой доносилась музыка. На территории чистота. Подростки и парни, отслужившие в армии, общались на улице. Парни сетовали, что девчонок мало в деревне.
Руководители клубов дружинникам были рады. Это чувствовалось, и не потому, что в данный момент была в них особая нужда, а просто хотелось поделиться своими проблемами, пообщаться. Секрет, видимо, в том, что работают дружинники Обуховского поселения не ради «галочки» в отчете, а с полной заинтересованностью и знанием дела. Правда, они высказали такое пожелание: чтобы милиция в лице участковых больше помощи оказывала дружине, тогда и эффективность работы будет выше.
Любовь ГИЛЕВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»