Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
«Не ожидала я от вас этого, Надина!»
21 октября 2021, 14:00

«Не ожидала я от вас этого, Надина!»



Школе № 1 – 150 лет

О первых педагогах гимназии вспоминают их ученики

Продолжаем повествование о старейшей школе нашего города. Сегодня речь пойдёт об учителях, преподававших на рубеже XIX-XX веков. Мы вновь обратимся к воспоминаниям учеников.

Педагоги женской гимназии в те времена в обязательном порядке носили строгую форму и служили образцом для своих воспитанниц: были неизменно аккуратны, подтянуты и вежливы. Они получали отличное образование. Для примера: учитель богословия Т.П. Андриевский окончил Казанскую духовную академию; учитель словесности и педагогики В.Г. Носилов обучался в Московском университете; учитель рисования И.Д. Самгин – выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества; учитель пения М.М. Щеглов получил образование в Московском синодальном училище.

Добрым словом вспоминали начальницу гимназии Е.И. Навалихину, которая позднее работала заведующей школой II ступени. Из воспоминаний гимназистки 1916 года Н.П. Иевлевой:

«Елизавета Ивановна была человеком гуманным, отзывчивым, но строгим и требовательным, умела держать в поле зрения весь коллектив учащихся. Мы боялись её и уважали. Для меня было самым большим наказанием, если, узнав о моих шалостях, она только и скажет: «Не ожидала я от вас этого, Надина!» Легче было бы, если бы она наказала меня по заслугам. Услышать ещё раз такое порицание не хотелось».

Учитель пения Камышловской женской гимназии М.М. Щеглов, выпускник Московского синодального училища
Елизавета Ивановна (в девичестве Агапова) прибыла в Камышлов по назначению Оренбургского учебного округа осенью 1877 года после окончания Оренбургского Николаевского института. Ей было тогда 20 лет. В том же году учителя прогимназии избрали Елизавету Ивановну начальницей, Оренбургский учебный округ это решение подтвердил. В 1880 году она вышла замуж за Евгения Григорьевича Навалихина.

Елизавета Ивановна преподавала французский язык, которым владела свободно, всегда просто и скромно одевалась: тёмно-синее платье с освежающим белым воротником и брошкой с аметистом светло-сиреневого цвета. Будучи руководителем, она всегда шла навстречу педагогическим интересам. Гимназия при ней была полностью обеспечена учебными пособиями.

«Особенно светлой личностью в гимназии был учитель истории Николай Геннадьевич Годнев, – продолжает воспоминания Н.П. Иевлева. – В Камышлове он был в административной ссылке. Работал в женской гимназии с 1906 по 1912 годы, и распоряжением управляющего учебным округом был перемещён преподавателем истории в Екатеринбургское реальное училище. Это был замечательный человек – чуткий, отзывчивый, талантливый педагог, хотя и молодой: пришёл к нам в гимназию сразу после окончания Казанского университета. Уроки его всегда были содержательными. Все исторические события он освещал так, как было на самом деле, а не так, как полагалось знать нам».

Читайте также:  К планете «Взрослая жизнь»

В воспоминаниях М.А. Кузнецовой читаем: «Н.Г. Годнев внёс свежую струю в нашу школьную жизнь… Ссылался на лекции Ключевского… Чтобы ознаменовать наше окончание гимназии, Николай Геннадьевич предложил нам организовать экскурсию в Петербург и Москву. С большим трудом и настойчивостью он добился разрешения на эту первую экскурсию, не один бой выдержал с педсоветом и родительским комитетом. Победа осталась за ним, поездка состоялась. С этой нелёгкой и ответственной задачей он справился блестяще. Учитель хорошо знал все достопримечательности в городах, где бы мы ни останавливались – в Екатеринбурге, Перми, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, – везде он был неутомимым гидом».

Во всех воспоминаниях упоминается имя учителя географии Л.А. Щегловой – выпускницы Пермской гимназии. После Октябрьской революции она продолжала работать в Единой трудовой школе. Вот что пишет о педагоге Н.П. Иевлева: «Мы все любили Людмилу Алексеевну за её приветливое, вежливое обращение с учащимися, за умение красочно рассказывать. Создавалось впечатление, что всё это она видела своими собственными глазами».

К.М. Новожилова вспоминает: «Географичку Л.А. Щеглову заслушивались даже самые большие любительницы поговорить на уроке».

И, наконец, ещё один авторитетный педагог, о котором вспоминают особо, – преподаватель истории М.Г. Исаева, выпускница Казанских высших женских курсов. М.А. Кузнецова пишет о ней следующее: «Когда я училась в 6-7-х классах, Мария Георгиевна на уроках давала нам материала больше, чем в учебнике. Иногда она приглашала к себе домой небольшую группу девочек и читала им, конечно, не учебник, а другие источники. Когда совершилась революция, мы поняли, почему она делала так…»

Педагоги женской гимназии в те времена в обязательном порядке носили строгую форму и служили образцом для своих воспитанниц
Очень похожи воспоминания бывшей гимназистки Н.П. Иевлевой: «Мария Георгиевна не ограничивалась материалом учебника, давала нам больше, интересно излагая материал. Только после революции стало понятно, что она часто сообщала нам то, о чём нельзя было говорить тогда. Например, о восстании декабристов она не рассказывала словами учебника, а излагая материал этого события, разбирала, какие ошибки были в программе декабристов, почему восстание потерпело поражение. Мария Георгиевна была человеком широкого кругозора. Она много путешествовала, была во Франции, Италии, Греции, других странах. Она осталась в памяти гимназисток не только как учительница, но и как обаятельный человек».

Подготовила Зинаида МИХАЙЛОВА, руководитель музея школы № 1
Фото из архива школы № 1.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.