Галина ШИПИЦЫНА.
С конца января и до середины апреля – самое трудное время для лесных зверей: холодное, снежное и голодное. В нору бы спрятаться, отлежаться, да нет нор ни у косуль, ни у лосей, ни у кабанов. Их дом – весь лес.
Егеря «накрывают поляну»
Чтобы помочь диким зверям пережить голодное время, в лесу работают егеря и охотники, проводят биотехнические мероприятия. В середине марта я побывала как раз на таком – в погожий субботний денёк в Камышловском охотничьем хозяйстве развозили по кормушкам сено для косуль. Сразу за Шипицыной находится площадка с тюками сена, которое заготавливает и закупает Камышловское общество охотников и рыболовов. По осени его, конечно, было много, а сейчас осталось совсем чуть-чуть: в течение зимы зверей подкармливают не раз.
– В прошлом году заготовили больше 30 тонн сена, – говорит егерь О.М. Байнов, – осталось около пяти-шести. Сейчас, весной, косулям, особенно самкам, есть надо больше, а на снегу наст, много передвигаться и добывать корм из-под снега они не могут. За неделю съедают два-три больших, по 200 килограммов, тюка сена. Падежа мы пока не замечали. Понимаем, что всех зверей не спасти. Но стараемся кормить, протаптываем в снегу для них дорожки, чтобы не разрезали ноги острыми краями наста.
Вот снегоходы загружаются, меня сажают на один из них, и мы с ветерком «летим» в лес, к кормушке, ответственный за которую егерь Александр Николаевич Фёдоров. Снег вокруг весь истоптан, среди деревьев – строчки следов от тонких косульих ножек. Здесь выгружают первую партию сена, и «обоз» из снегоходов отправляется дальше, а я с одним из охотников возвращаюсь на исходную точку, где загрузка ещё продолжается.
В прошлом году Камышловское общество охотников и рыболовов приобрело рулонник, осенью уже заготавливали небольшие, более удобные в транспортировке тюки по 30 килограммов. Косули знают, что человек позаботится о них и накормит. Но есть и обратная сторона.
– Мы всё время дежурим, – говорит Олег Михайлович, – но браконьеров меньше не становится. Сейчас зверь худой, самки стельные, в них и мяса почти нет, а всё равно стреляют, хотя охота запрещена. И другая беда – снегоходчики. Приезжают отовсюду до десятка, гоняют по лесу. Мало того что пугают зверей, так ещё гоняются за ними. Окружат и веселятся, снимают, как животное мечется. Недавно так закружили самку косули. Сколько раз уже предупреждали владельцев снегоходов, а толку нет.
Косуля – зверь доверчивый, оттого и страдает
Разговор продолжаем с председателем Камышловского общества охотников и рыболовов В.П. Бандурой.
– Во всех трёх охотничьих хозяйствах – Камышловском, Боровском и Квашнинском – за зиму снегоходами накатали больше тысячи километров дорожек для зверей, – рассказывает он. – Почему этот период сложный и для нас, и для животных? Первая причина – многоснежье, вторая – наст. Когда снега много, косуля не движется, находится на одном месте, съедает всё вокруг себя, а дальше наступает голод. И по насту она плохо передвигается. Поэтому усиливаем подкормку, проторяем дороги.
Ежегодно егеря и охотники заготавливают и складируют сено, веники, зерноотходы для кабанов и соль.
– Сеем клевер, люцерну, вику, зерновую смесь, козлятник, – продолжает Владимир Петрович. – Косуля любит в сухом виде клевер, веники, особенно из крапивы и иван-чая. Раньше делали из берёзы, но они не практичные: чтобы утолить голод, зверю достаточно съесть один травяной веник, а берёзовых нужно примерно пять. Так что веников мы заготавливаем очень много, егеря работают круглый год, который у нас разбит на два периода – летний и зимний. Сооружения в лесах почти уже не строим, потому что их достаточно, летом делаем запасы, чтобы выжили зимой в первую очередь косуля и кабан.
Такая работа, которую я увидела в Камышловском охотхозяйстве, проводится в каждом из трёх на нашей территории. В течение февраля и марта, как рассказал В.П. Бандура, в лес вывезено 65 тонн сена, 9,6 тонны соли и 29 тонн зерноотходов.
– У нас есть помощники, – продолжает председатель. – Очень хорошо работают первичные охотничьи коллективы, сегодня в нашем обществе состоит 460 охотников. Очень помогают нам первичные коллективы Сергея Афанасьевича Трубина, Александра Сенцова – в Камышловском охотничьем хозяйстве. В Боровском хорошо работают Сергей Анатольевич Галиулин, Сергей Анатольевич Мотренко. В Квашинском – Дмитрий Петрович Есипенко, Геннадий Анатольевич Колясников. Много приезжает екатеринбуржцев. Например, семья Савиных, отец и сын, – ежегодно. Эти люди не жалеют ни денег, ни свободного времени, ни собственной снегоходной техники.
– Почему в наших лесах стало меньше кабанов?
– Для кабана стала плохая кормовая база, можно сказать, её практически нет. Кабан был к нам в заказник завезён в 1984-85 годах. Первое время зверь был крупный, большое поголовье, но тогда было много болот, где в основном кабаны кормятся, особенно в зимнее время уходили в болота. А когда стали рубить леса, болота начали высыхать. Поэтому кабан мельчает, и поголовье уменьшается.
– Владимир Петрович, можно ли как-то наказать снегоходчиков, которые пугают косуль?
– Как их накажешь? Они закон не нарушают. Но результат этих гонок часто трагический. Недавно в Боровском хозяйстве, например, лосиху загнали до того, что у неё случился выкидыш, погибли и мать, и детёныш. Мы не возражаем: катайтесь, но не трогайте животный мир! Хотя это проблема повсеместная, как и с браконьерами. Наш район богат косулями, а это животное очень доверчивое, тянется к человеку, поэтому и лёгкое для добычи. Вот и едут к нам отовсюду, только поймать на месте этих нарушителей закона трудно. Животный мир принадлежит государству, а не обществу охотников, как многие думают. Мы только арендуем его, потому и вносим свой вклад, чтобы сберечь. Но люди в большинстве не понимают, что не животные в гостях у нас, а это мы в гостях у природы.
– И ещё вопрос: год назад среди камышловцев был поднят большой ажиотаж по поводу появившихся в наших лесах волков. Какова нынче обстановка с хищниками?
– В этом году в Камышловском охотхозяйстве егерями Олегом и Алексеем Байновыми добыто пять волков. Волки, как и рыси, в лесу жить должны. Они наносят вред только тогда, когда их поголовье увеличивается. К нам они приходят с севера, когда там, как считают охотоведы, наступают многоснежье и голод. Хотя у нас, по сравнению с соседними Ирбитским, Алапаевским, Артёмовским районами, обстановка спокойная.
Сегодня охотники охотятся больше для души, чем для прибыли. Каждый раз, побывав в лесу с егерями, думаю, что помогать животным им нравится даже больше, чем стрелять в них. Вот только, к сожалению, далеко не каждый двуногий понимает, что зверь никогда без необходимости не нападёт на человека. Зато наоборот – бывает слишком часто.
Фото Галины Шипицыной.
На фото. Кормушку нужно заполнить сеном, которое так любят и косули, и лоси. Правда, хватит этих запасов ненадолго.
© Редакция газеты «Камышловские известия»