Наш политклуб
6 июня в России отметили день рождения Александра Сергеевича Пушкина. В масштабах страны, я сказала бы, отметили более чем скромно. И все бы ничего, в конце концов, что такое день рождения поэта по сравнению с юбилеем высадки союзных войск в Нормандии или событиями на Украине, где уже несколько месяцев льется кровь, если бы не одно обстоятельство.
С недавних пор этот день объявлен днем русского языка, и, согласитесь, для нас была прекрасная возможность лишний раз самим испытать чувство гордости за страну, за свой язык, за свою многонациональную культуру. Однако «Радио России» о нем вообще почти ничего не сказало, если не считать «Радио Урала», а по телевидению показали только аукцион, где бесценные рукописи А.С. Пушкина шли оптом и в розницу. Вполне в духе современного рыночного, а точнее, торгово-спекулятивного капитализма, где главная ценность – прибыль любой ценой, и чем быстрее и больше, тем лучше.
Язык – не просто умение говорить
А между тем, язык – это не просто умение говорить, понимать друг друга, это основная часть культуры, позволяющая определять себя в мировом сообществе как человека, принадлежащего к той или иной нации. Бесценное национальное достояние. Украинцы это понимают и ценят лучше нас. Они с оружием в руках отстаивают свое право говорить на Великом Русском Языке. Да, да, вот так – все три слова с большой буквы, потому что для украинцев они стали священными, за них пролито уже немало крови. Кто-то, может, не знал или забыл, так я напомню: детонатором взрыва на Украине стал закон об изменении статуса русского языка. Мы же, в отличие от них, свободно владея им, позволяем себе унижать родной язык, и себя вместе с ним, матом или иностранными словами, козыряя ими, порой даже не понимая значения. И вот пример. Один из многих.
Магазин. Покупая игрушку, обращаю внимание, что одна коробка, по виду точно такая же, стоит почти в три раза дороже. Спрашиваю продавца:
– Почему одинаковые коробки имеют такую разницу в цене?
– Это простая вещь, – небрежно бросает через плечо миловидная девушка, – а это – брендовая.
– Что значит брендовая? – не унимаюсь я.
– Ну, брендовая, значит брендовая, откуда я знаю, раскрученная, наверное.
Оставляю за бортом тот факт, что мы переплачиваем в тройном размере за вещь, которая «пробежалась» по рекламным роликам. Моя цель другая, и потому приведу еще один пример.
Премия вместо бонуса
Наша газета. Статья про то, как детский дом к Дню Победы подготовил для ветеранов самодельные подарки. Читаю и опять запинаюсь о новое слово – «квиллинг».
Хватаюсь за энциклопедический словарь. Там такого слова нет! Звоню в редакцию. Ответивший на звонок, по голосу – молодой человек, сказал, что статью готовил не он, и что это такое, он не знает. Слышу: зовет кого-то на помощь. По количеству голосов у телефона собралось человека три, наконец, кто-то говорит, что это «поделки из бумаги, но не оригами». В конце концов, что такое квиллинг, я узнала – это бумагокручение. Так можно назвать и узоры, сделанные из крученой бумаги. Спасибо Интернету. Однако! Почему я должна читать родную газету с помощью Интернета? А если у меня его нет? Оправдывает в данном случае только то, что за этим словом стоит новое понятие. И все же можно было обойтись без него, если вспомнить, что газету читают в основном пожилые люди.
Но, повторюсь, тут за словом хотя бы стоит новое содержание, а ведь часто мы используем иностранные слова, которые ничего нового в своей сути вообще не обозначают! Введение в обиход таких слов, как флэш-моб, баннер, бонус, мониторить, вербальный и им подобных совсем не обязательно, ибо уже есть русские или давно обрусевшие слова: акция, реклама, премия, отслеживать и т.д. Самое обидное, что грешат этим работники образования и культуры, те, кто, казалось бы, по долгу службы обязан пропагандировать язык и культурные ценности своего народа.
Даже в победах ищем промахи
В номере, посвященном Дню России, газета справедливо призывает нас гордиться своей страной. И нам до сих пор есть чем гордиться, хотя и очень многое утрачено с момента распада СССР. Страна из великой космической державы превратилась в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. С начала перестройки она постепенно, но неуклонно катилась в пропасть, сдавая одну за другой свои позиции и в политике, и в экономике. А случилось все это потому, что мы потеряли главное – идеологию! Отвергли ее вместе с «коммунистическим режимом» под завывания политиканов, для которых этот «режим» стал благодатной стартовой площадкой для карьерного роста. Присмотритесь: все они вышли из той, коммунистической, шинели – это либо бывшие «красные директора», либо секретари горкомов партии и комсомола. Снова оказаться впереди всех и с новыми лозунгами, да при этом быть максимально убедительным – непросто. Надо было дать народу что-то такое, что его самого ужаснуло бы и заставило отвернуться от прошлого. Нашли и дали – репрессии.
Мы уперлись в сталинские репрессии, как теперь украинцы в голодомор, начисто забыв, что себя судить, как говорил Экзюпери, всегда труднее, чем других, а уж судить о каком-то историческом событии, к тому же выхваченном из конкретной исторической обстановки, и вовсе грех. Но была поставлена цель: как можно быстрее развенчать коммунистическую идеологию. Поэтому смаковали ужасы репрессий, начисто стирая в памяти то, что в эти годы советский народ, всего за 20 лет, не только восстановил народное хозяйство, разрушенное гражданской войной, но и в науке, и в производстве достиг таких вершин, каких народы многих стран не достигали и за столетия. Как часто тогда звучали словосочетания «первые в мире!» «крупнейшее в мире!» Наше поколение росло в атмосфере этих слов, и гордость за свою сопричастность к великим событиям появлялась сама собой, она впитывалась из воздуха.
Но с начала перестройки по причине, указанной выше, мы даже в самых громких победах предпочитали искать промахи и ошибки. Под соусом свободы слова и прав личности якобы демократические СМИ в нас убивали гордость. Экраны заполонила английская да американская музыка вперемешку с рекламой пива, водки, сигарет. А те, кто нам всё это подсунул, как бусинки папуасам, пошли дальше. Договорились до того, что СССР рухнул, потому что все слишком умными стали, а значит надо разрушить систему образования. И разрушили. Теперь вместо умения думать и рассуждать, чему нас учили сочинения и экзамены, нам дали тесты, где рассуждать и думать не надо, надо просто зазубрить и удачно ткнуть в нужную графу карандашом.
По тому же пути пошла и культура. Ответьте себе: какие мультики смотрят наши дети? Какие кинофильмы и телепередачи смотрим мы? Какими героями восхищаемся? Мы и не заметили, как в наше сознание прямо с экранов телевизоров перекочевали и стали привычными вместо любви – секс, вместо духовных исканий – жестокость, насилие, извращения – все мерзости жизни, совершаемые героями ради одного – наживы! Культ его величества доллара! В том же русле пошел и отечественный кинематограф: «Брат», «Бригада», «Бумер», бесконечная криминальная Россия. Уже много лет нам вбивают в головы, что все советское и русское – это «отстой». Целое поколение молодых людей выросло с этим сознанием.
Нет своей идеологии – найдется чужая
А это не что иное, как идеология! Потому что идеология, говоря простым языком, прежде всего, умение человека мыслить в том или ином направлении. Коммунисты это понимали: в каждом горкоме партии был идеологический отдел. Он направлял людей на дела и подвиги, которые совершались нашими дедами в 30-40-50-е годы прошлого столетия. Тогда знали, что, если не будет своей идеологии, найдутся те, кто заставит тебя жить по чужой. И Украина – тому живой пример.
Но, обратите внимание, повторюсь, детонатором этого стал язык. Потому что язык сам по себе является мощным, непререкаемым и естественным фактором, объединяющим народ. Не зря любое государство одним из первых законов принимает закон о государственном языке! Мы же свой великий язык предаем – постепенно, медленно, но неуклонно. И это теперь, когда, наконец-то, зазвучали слова о национальной гордости и национальных интересах, о русской культуре и русском языке, когда Россия начала всплывать на поверхность мировой истории как великая держава!? Да мы просто обязаны помочь ей это сделать! Как? Заговорить по-русски! Без мата и ненужных заимствований, которые в нашей глубинке выглядят, мягко говоря, нелепо, как дешевый выпендреж. Прошу прощения за просторечное выражение.
Я не призываю возвращаться к мокроступам, если есть давно принятое и обрусевшее слово «калоши», но я против того, чтобы вместо понятного всем выражения «словесное общение» говорилось маловразумительное «вербальное общение». Слушая такого оратора, невольно ловишь себя на мысли, что за лавиной малопонятных слов он пытается скрыть отсутствие настоящих дел или собственную профнепригодность. Как обезьянка с очками. Модно, красиво, а нужно ли?
Говорят, Россия возродится с глубинки. Мы и есть та самая глубинка – маленький кирпичик в фундаменте новой сильной и могучей России, такой, какою хочет видеть ее президент. По-моему, В.В. Путин взял именно такой курс, иначе не создавал бы специальный совет по русскому языку, который возглавляет праправнук Льва Толстого В.И. Толстой, и не объявлял бы 2014 год Годом культуры. Так давайте поможем ему в этом! Сделаем в нашем городе этот год настоящим Годом русской культуры, Годом русского языка, русской литературы, русской музыки.
Ольга НИФОНТОВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Да, уж! И патриотизм испытываем от случая к случаю (когда кого-нибудь обыграем, а иначе и того реже), и говорить на великом и могучем не можем. Заменяем или словами вражьими, или словечками примитивными да нецензурными. Экзамены ЕГЭ тому подтверждение.
Вот всё говорят: «Великий,могучий» и т.д, а сколько предметов имеют одинаковое название,напрмер барабан-муз.инструмент и барабан(тормозной) у автомобиля,коса у девушки и коса на реке и коса,которой косят и т.д Ума что-ли не хватило каждому предмету своё название придумать или букв в алфавите не хватает?Назвали бы барабан у авто камля,а косу на реке грампо,да мало ли можно составить комбинаций букв,ничего привыкли бы и называли и было бы в порядке вещей.А ещё великий могучий…80% иностранных слов уже.
@ Николай:
дак, тем и велик, что не смотря ни на что, с полуслова понимаем друг друга 😉 Не то что у иностранцев..26 букв в алфавите и одна сплошная конкретика..чуть отклонился и тебя не поняли %)
А ведь все бывшие братья по СССР матерятся по русски.
Вот вам и Великий.., чаще крепким словцом!
*LOL*
@ RUSev:
Не только братья по СССР,но и китайцы и даже немцы(в Турции слышал) и турки тоже.Да,есть чем гордиться
RUSev писал(а):
не только матеряться,
вон «незалежная» Украина почти сплошь и рядом по русски говорят, особенно военные и депутаты, одно что русский запретить хотят
Мат он такой… Как Рафаэлло… Вместо тысячи слов (с)…
@ Пиковая дама:
Можно одним словом из трёх букв всё объяснить
Есть дома современный словарь иностранных слов,в количестве 20000.Веками пользуемся ими,начиная от слов президент,клумба,банкет.
Недавно в Думу был внесён проект закона о запрете использования иностранных слов,но был вскоре отозван.Со временем останутся те слова,которыми пользуется большинство.Ведь не звучат в бытовом обиходе слова лизинг,крилинг,холдинг,промоутер.Ну а Дума решила бороться за чистоту русского языка постепенно и предложила называть область-губернией,а округа-уездами.Может и к лучшему!Увлечение иностранными словами зашкаливает!
@ ljudmila:
Вот, если честно, Думе бы другими делами заняться плотнее. А уж как говорить нам мы бы и сами разобрались Всё равно все будут говорить как привыкли.
@ Пиковая дама:
Есть и важные думские дела – стрелки переводить, зима-лето.
С заменой слов и каверканьем языка — уходит история народа, его самобытность. А мы к этому очень стремимся (видимо?). «Депутаты (выборники)! Крепким словцом выгоним вражьи слова на благо электората (людей)!»
Если в русском языке есть аналоги иностранных слов,которые всем удобны и привычны,так зачем иностранным словам давать зелёную улицу?
Запад мы ненавидим и игнорируем,так надо игнорировать и в этом.Будем последовательны во всём!