Возвращаясь к напечатанному
Сегодня на страницах газеты я хочу осветить проблему, которая сложилась в последнее время со снабжением населения питьевой водой у нас в поселении. Недавно по телевидению прошла интересная передача, в которой рассказывалось о проблемах с питьевой водой в мире. Оказывается, положение дел катастрофическое, есть государства, где нет вообще запасов питьевой воды. На нашу страну это пока не распространяется, хотя в рейтинге самых неэкономных стран по ее расходованию названа Россия.
Начну с того, что на сегодняшний день в Обуховском поселении имеется 9 скважин и водонапорных башен, 27,691 км водонапорных сетей, а также водопроводные сети с колонками, которые были когда-то построены на средства совхозов и запитаны от скважин, находящихся на балансе сельхозпредприятий. Было это лет 30, а то и более назад. А теперь представьте, в каком состоянии они находятся.
Да, в былые времена забот у населения не было. Сломалась колонка, стоило только сообщить об этом руководству совхоза, и все исправлялось. Население никогда не платило за воду, потому что совхозы (а в то время они все были самодостаточные) брали расходы и убытки на себя.
Что же происходит сегодня? А сегодня сельхозпредприятиям живется нелегко, они считают каждую копейку, и лишние затраты им ни к чему. Вот и оказались все эти водопроводные сети бесхозными. Сельхозпредприятия их содержать не хотят, а муниципалитет не может, так как они не значатся в перечне имущества поселения. А как их принять в собственность, если на них нет никаких правоустанавливающих документов? В таком случае бывший собственник должен оформить землю под водопроводными сетями, подготовить документы на скважины и передать нам по акту. Но это снова финансовые затраты, а они сельхозпредприятиям не нужны. А вот руководитель СПК «Захаровский» (теперь уже бывший) решил эту проблему просто: в деревню Котюрову, раз у него теперь там нет производства, пригласил бригаду из ВЭС и отключил водонапорную башню от электроэнергии, заявив, что она ему не нужна. Деревня осталась без воды.
Начались звонки в администрацию поселения от жителей деревни, поехали делегации. Люди были очень расстроены, рассказывали о том, что всю жизнь прожили в деревне, трудились здесь, и вот как с ними поступили. Полмесяца понадобилось администрации поселения, чтобы восстановить энергоснабжение башни, а когда завели речь с руководством СПК о передаче скважины нам, оказалось, что на неё даже нет паспорта, не говоря о документах на водопроводные сети.
Такая же участь постигла скважину в Куваевой, правда, мы смогли договориться с руководителем, и обошлось без отключения электроэнергии. Похожая ситуация сегодня в селе Володинском, деревне Колясниковой, селе Шилкинском.
Сейчас давайте вспомним, как мы жили, пока не появились водопроводы в деревнях и селах? Да просто. Почти у каждого во дворе был свой колодец, а те, у кого не было собственных источников, носили воду с общественных колодцев, их было по несколько на деревню. Люди следили за ними, время от времени ремонтировали, углубляли, очищали зимой от снега и льда. Одним словом, заботились!
С приходом в деревни водопроводов общественные колодцы забросили, просто закидали их мусором и хламом. Помню, в 2007 году приехала в Куваеву на собрание, и жители начали мне рассказывать о том, что часто колонки выходят из строя или сгорает насос на скважине, и бывает, что по несколько дней население остается без воды. А рядом со зданием бывшего детского сада (там сейчас располагаются магазин и клуб) есть хороший колодец, только он до верха (заметьте!) завален мусором. Вот мне и было предложено почистить его, восстановить одним словом, на случай неисправности колонок. Я предложила другой вариант — почистить колодец самим жителям, тем более, что он безопасный, сложен из бетонных колец диаметром один метр. А вот углубить и прокачать его с помощью помпы мы поможем. Думаете, что-то сдвинулось с места? Нет. И если в деревне вновь не будет воды, проще позвонить главе, пригрозить губернатором или даже президентом. И сделаем, куда мы денемся?
Почему же жители деревень так относятся к общественным водоисточникам? Можно набрать воды и не закрыть вентиль, пусть бежит. А какая грязь вокруг, шланг брошен прямо на землю. Неужели нельзя установить столбик, соорудить крючок и повесить шланг, чтобы он не валялся?
Мне было очень стыдно и обидно, когда в газете «Камышловские известия» за 18 ноября был сфотографирован родник «Барабинский» в селе Захаровском. В 2003 году он был обустроен на бюджетные деньги. А сегодня что? Неужели никто не берет воду из него? А если берут, то почему не уберут бурьян вокруг, не посадят по периметру рябинки, не подремонтируют навес? Почему в Баранниковской и Порошинской школах есть ребята и увлеченные педагоги, которые ухаживают за родниками и колодцами, а вот таких педагогов и учащихся в Захаровской школе нет, как нет энтузиастов среди 800 человек, проживающих в селе.
16 декабря 2010 года в газете «Камышловские известия» на первой полосе был напечатан материал под заголовком «Пока Маяк не погас». В статье есть такой абзац «Знают ли о проблеме поселка Маяк в администрации, решают ли её?» Да, знают. Еще в 2006 году, в первый год моей работы на посту главы, обозначилась эта проблема. Она та же самая, что в других деревнях. Тот же бывший совхозный водопровод, который постоянно выходил из строя, зимой перемерзал. Было принято решение восстановить работу скважины, которая находится в центре поселка и которая на тот период не действовала. Разобрали башню (она была деревянная и находилась в аварийном состоянии), восстановили скважину, соорудили небольшую будку из бревен старой башни, установили насос, утеплили, подключили к электроэнергии, повесили рядом на столб светильник, чтобы было светло в темное время суток. И башня заработала.
Мне хочется поблагодарить жителя Маяка Н.В. Палкина, который помог организовать эту работу и который потом следил за скважиной до тех пор, пока у себя во дворе не оборудовал свою. Не стало ответственного, замок с будки сорвали, и после трех лет эксплуатации насос не выдержал и вышел из строя. А почему бы жителям поселка не собраться, не порешать эту проблему самим, может быть, собрать деньги на новый насос (как это, например, делают в Куваевой), да через специалиста сельсовета пригласить организацию, чтобы помогла установить его. Только зачем? Проще написать жалобу в район, в область, в газету. Без воды сидим! Почему уважаемый В.М. Плотников, который, демонстрируя водоисточник, из которого набирают воду, не рассказал о том, что и он был закрыт сверху деревянной будкой в виде домика, но, оказывается, жителям поселка было неудобно каждый раз открывать будку и доставать шланг, поэтому они её просто напросто свалили набок, а за ненадобностью её кто-то прибрал.
Из беседы корреспондента газеты с другим жителем пос. Маяк А.Я. Федотовым выяснилось, что его хозяйству требуется 10 ведер воды в день, а если баня или бельё стирать — то еще больше. И никто из жителей не задумывается о том, что эта вода не упала с неба, её качают электронасосы, и сегодня она, наверное, чего-нибудь стоит. Кто её оплачивает? Сельхозпредприятие — если скважина на его территории, а ту, что в середине поселка, — кто? На скважине в пос. Маяк вновь установили новый насос с подогревом, утеплили, будку закрыли на замок, а ключ оставили в магазине. Однако через несколько дней кто-то из жителей забыл выключить насос, а может, кто из хулиганских побуждений это сделал. Когда утром пришли за водой, вся территория вокруг заледенела, а насос замолчал. Как можно это прокомментировать?
Ещё один вопиющий случай. За две недели до Нового года в пос. Октябрьском не стало воды. Все звонят, требуют. Бригада выехала к водонапорной башне, и какая картина предстала перед ними? Брус, сложенный по периметру, опил, шифер — всё, чем было утеплено основание башни — вывезено, даже опил! Вода перемерзла. Два дня отогревали башню, вновь искали материал для утепления. Я не думаю, что это к нам из Богдановича приехали и все украли. Скорее всего, свои же «предприимчивые» люди. Только чем они думали, оставляя поселок без воды? Вот так и живем.
«Жалко людей, которые работали всю жизнь, а теперь оказались в таких условиях» — пишет Екатерина Чупина в статье. Да, я преклоняюсь перед людьми-тружениками, которые действительно отдали всю свою жизнь селу, сельскому хозяйству. Мои родители тоже прожили всю жизнь в деревне, и я не понаслышке знаю, что такое сельский труд.
Но кто бы мы ни были — заслуженные, незаслуженные — должны понимать, что благополучие всех нас зависит не только от действий власти, но и от каждого из нас. И чтобы сохранить то, что мы сегодня имеем, надо одно: относиться по-человечески, чтобы не получилось как в той пословице «Что имеем — не храним, а потерявши — плачем».
Галина ЮДИНА, глава МО «Обуховское сельское поселение».
Фото Екатерины ЧУПИНОЙ.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Можно посочувствовать главе Обуховского сельского поселения Галине Юдиной,рассказавшей о безрадостном отношении селянам к самому необходимому в жизни человека питьевой воде. Где в сёлах поселения инфантильность людей сочетается с бездеятельностью, а воровство одних с полным равнодушием других- выходит нет у них интереса к собственной устроенной жизни, это,конечно, плохо. Но по федеральному Закону за водоснабжение населения водой отвечает местная власть, поэтому главе поселения надо самой активно решать этот вопрос согласно своему статусу.
В Камышлове дела с питьевой водой тоже не лучше. Пересыхает единственный оставшийся родник за Шадринским мостом, где была более-менее пригодная для питья вода. Там всегда очередь, воду в лужице перебаламутят и приходится по-долгу ждать пока муть осядет. Это, конечно, не дело. Говорят в Обухово, в колонках тоже была хорошая вода, но сейчас колонки не работают. В жел. дор. водопроводе вода попахивает хлоркой, тоже пить неприятно после родниковой. Катастрофа!