Чт, 18 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 18 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
14 июля 2013, 12:00

О жизни, литературе, кино и многом другом



Встреча

На прошлой неделе в городской библиотеке состоялось событие не из рядовых – встреча с писателем. Он представил свою книгу – ну очень неоднозначную. Называется «Седьмое лето».

Немного предыстории. Некоторое время назад в городе появился роман Е.Е. Пузыревского. Сначала книгу прочитали люди, близкие автору и литературе, потом их знакомые, потом знакомые знакомых… Реакция была самая разная. Некоторые прочитать не смогли в силу особенностей содержания произведения. У кого-то книга вызвала отторжение, а кому-то понравилась. Во всяком случае, равнодушных среди прочитавших не оказалось.
Что за книга? Роман о мальчике, который остался совершенно один в заброшенной деревне, где и жила всего-навсего только их семья. Но отец не вернулся из леса, а мать неожиданно умерла. Мальчишка всё время ждёт возвращения отца, мысленно разговаривает с ним. При этом своим маленьким умом семилетний мужичок понимает, что в одиночку он маму похоронить не сможет. А значит – надо до времени укрыть её, спрятать от солнца, мух и крыс. Как он это делает, как ему удаётся хотя бы выжить в испытаниях, ниспосланных автором, – все ответы на страницах и между строк. В романе есть масса других сюжетных линий, так или иначе смыкающихся в одной точке – судьбе главного героя, Павлика Грачёва.
Есть у книги отличительные черты. Во-первых, в описываемом уральском городке очень узнаваем родной автору Камышлов – улицы, дома, памятники. Во-вторых, огромное количество смертей на небольшой объём текста, масса неприглядных натуралистических подробностей, от которых в обычной жизни «с души воротит». И в-третьих – бесконечные вкрапления цитат, литературных, философских аллюзий, авторских отступлений, которые вполне монтируются с происходящими в романе событиями.

До встречи у меня было несколько неотчётливое отношение к автору – как молодой человек, выросший в городе (пускай и в нашем небольшом), сейчас живущий в Москве, рафинированный интеллектуал (это судя, опять же, по эрудиции автора, которая «кричит» о себе с каждой страницы), может знать такие подробности деревенской жизни, как, например, технология доения козы? Как он чувствует психологию ребёнка и вживается в детское сознание? Или он сам – прототип главного героя? Почему человек написал такую страшную историю – страшную не потому, что это триллер или собрание ужасов, а дикую в своём гипертрофированном бытовом натурализме?
Однако встреча с писателем отношение резко изменила. На все вопросы он отвечал очень тактично и эмоционально, без тени столичного высокомерия. Оказался обаятельным, позитивным, улыбчивым и остроумным.

Читайте также:  У Крючкова на руках

Несколько слов об авторе. Е.Е. Пузыревский – режиссёр, актёр, сценарист, автор нескольких пьес, рассказов. Живёт и работает в Москве. Снимает клипы и короткометражные фильмы, пишет сценарии (для себя и для других). За фильм «Сестра» получил приз на фестивале «Метрополис» (Санкт-Петербург), проходившем под руководством Александра Сокурова (рекомендую любителям немассового кино).
Публика на встрече была разной – родные и знакомые писателя, обычные читатели и те, кто эту книгу в руках не держал, но пришёл, например, за компанию или ещё по какой-то причине.
Евгений рассказывал о своём герое, о том, как вошёл на страницы романа родной Камышлов и почему нет в книге его названия (чтобы читатели не искали портретного и исторического сходства). Внятно и спокойно объяснял свою позицию, приводил факты из истории мирового кино, свободно апеллировал к великим режиссёрам и актёрам, проводя параллели или доказывая мысль от противного. Радовал точными и яркими словечками, не стеснялся в оценках людей и событий. Объяснил свою исключительно атеистическую позицию читательнице, увидевшей в романе некие религиозные мотивы. Всё это рассказано было отнюдь не сухо, а ярко, вкусно, с точными примерами.
Мне было интересно наблюдать встречу представителей двух поколений, сформированных диаметрально противоположными системами: жёсткими рамками соцреализма XX века и свободной демократией последних десятилетий – книгой Евгения Пузыревского заинтересовался журналист Владимир Сысюк. Много вопросов задал Владимир Терентьевич автору, и на все получил ответы. Но этот диалог литератур: классического видения мира с языковым наследием Пушкина и Гоголя – и постреализма, неореализма, ломающего привычные каноны и в построении сюжета, и в языке, – был, по меньшей мере, на равных. В этом и особенность нынешней литературы – паритетное существование любых, порой взаимоисключающих культур.
Мы читатели строгие, взыскательные. Можно говорить и о недостатках, и о достоинствах (коих, несомненно, больше) первого романа молодого писателя. Безусловно одно – честность. Эту мысль высказала Е.И. Флягина: «Веришь тому, о чём читаешь. Веришь героям и героиням. Автор внимательно вглядывается в мир, поэтому образы получаются правдивые».

Галина ШИПИЦЫНА.
Фото Андрея Зайкова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.