Прогулки с орнитологом
Кто занимается кольцеванием птиц? Орнитологи-метчики. Они отлавливают пернатых на миграционных путях, в местах гнездования, надевают на лапку маленькое колечко, птицу выпускают. Теперь она представляет особый интерес для науки. Больше сорока лет отдал этому делу почётный член Уральского отделения Мензбировского орнитологического общества Леонид Сергеевич Зеленцов. Сегодня своими наблюдениями он делится с читателями нашей газеты.
Как всё началось
Году где-то в 1973-м я был на курсах повышения квалификации в Орехово-Зуевском пединституте. Курс общей орнитологии читала Елена Николаевна Дерим-Оглу. Однажды признался ей, что с детства мечтал о кольцевании, но не знаю, где взять кольца. «Нужно ехать в Москву, я дам рекомендательное письмо», – ответила она. В Центре кольцевания меня встретили очень приветливо. На первый случай дали 150 колец на разных птиц.
Дома был в конце апреля, а через день уже отправился в лес. Нужно было обойти все колонии (под моим наблюдением их было 20), выяснить, заселились ли в этом году рябинники. Каждую колонию приходилось проверять по нескольку раз, чтобы, когда начнётся кольцевание, не тратить время на поиски гнёзд, на лазание к пустым, разорённым. Оно, это время, очень дорого. Птенцов нужно кольцевать в возрасте пуховичков. У голеньких ножки маленькие, колечко на них не задержится, соскользнёт. Если птенцы уже оперились, выросли, в гнезде не помещаются и нередко сидят друг на дружке. Потревоженные, они вываливаются из гнезда и, не умея летать, плюхаются на землю, потом разбегаются в разные стороны, затаиваются в траве. Сложить их обратно не всегда удается.
Синицы проявляют характер
Кольца, сделанные из тонких алюминиевых пластиночек, бесплатно присылал по заявке Центр. Они различаются размерами (сериями), обозначенными буквами. Самые большие – А (на страусов, журавлей, лебедей). Я в работе имел только Е (врановые, хищные, куриные), Р (скворцы, дрозды), Х (синицы, ласточки). На них указаны столица государства, где было кольцевание, куда посылать сообщение о находке птицы с кольцом и шестизначный номер.
Почти 13 лет я кольцевал птиц в Красноуфимске (мой родной город), в основном дроздов-рябинников, больших синиц, береговых ласточек. Всего более 10 тысяч. Само кольцевание, его результаты открыли много нового и интересного.
Возьмём для примера большую синицу. Четыре ловушки стояли за окном моей квартиры на четвёртом этаже, и лишь иногда ставил на снег под кустами.
Синицы начинают идти в ловушки иногда уже в начале сентября при хорошей погоде. Постоянно, от декады к декаде, число поимок возрастает и достигает максимума в октябре, иногда в первых числах ноября, затем резко падает и продолжает уменьшаться до конца сезона. Это какое-то правило, за 13 лет кольцевания не было ни одного исключения.
В ловушке синицы проявляют характер. Одни ведут себя спокойно, сразу принимаются за прикорм. Другие мечутся, пробуют «на зуб» всё, что попало, в результате клюв поранен, иногда до крови. Если прилетает другая птица–сородич и садится на клетку, прыгает около неё, пленница пытается напасть, но мешают прутья. Третьи пытаются стянуть, стащить с ноги кольцо. Именно стащить, а не раздолбить.
Окольцованные синицы ведут себя на воле по-разному. Одни попадаются по нескольку раз в день с интервалами в несколько минут, а за сезон – несколько раз. Другие, «отметившись» в октябре, исчезают на всю зиму и попадаются опять лишь в конце сезона (февраль-март). Некоторые и на другой год, и на третий, и на четвёртый.
Окольцованных мною синиц находили в разных частях Красноуфимска и по соседству (наибольшее расстояние – 60 километров), чаще всего в том же сезоне. Из дальних залётов мне известны только два – Кунгур и Татарстан.
Орнитологи-профессионалы по данным кольцевания составляют карты миграционных путей, перелетов, места зимовок. Эти сведения помогают пилотам избежать встреч со стаями, которые бывают причиной аварии самолета.
Зачем так много?
Известно: чем больше фактов, тем ближе истина. Например, за 13 лет я окольцевал 3362 рябинника, большей частью птенцов недельного возраста, и в меньшем количестве – слётков. За всё время не видел в окрестностях Красноуфимска ни одной окольцованной взрослой птицы, хотя с жадностью и надеждой рассматривал в бинокль каждую птицу в колониях. А вот в Италии, Франции, Греции моих дроздов встречали осенью того же года или зимой следующего. Всего мне известно 11 таких случаев. Вывод может быть только один: молодые рябинники в родные места не возвращаются.
Особенности кольцевания пернатых
Сегодня, предположим, кольцую береговых ласточек. Пришел накануне поздно вечером, солнце садится, ласточки ещё летают, кормят птенцов. Поставил сеть, опустил, она лежит на земле, ласточки не боятся, залетают и вылетают. Темнеет. Подождал, пока они все залетели, поднял сеть. Теперь под ней, быть может, тысяча ласточек, и всех можно поймать. Но нельзя. Сеть надо иногда опускать, чтобы ласточки могли покормить малышей.
Назавтра кольцую рябинников на гнёздах. Другой вид, другие особенности. И методы иные, и снаряжение. Гнездятся на опушках, на деревьях, колониями (по одному гнезду на дереве, не на каждом). Защищают гнезда, обрызгивая нарушителя с воздуха жидким, очень вонючим помётом. Следовательно, нужна специальная обувь, одежда, складная лестница, чтобы можно было дотянуться до нижних сучков и по ним лезть выше.
Теперь представьте кольцевателя, сидящего, свесив ноги, на ветке рядом с гнездом. В левой руке птенец, в правой – колечко, которое он должен надеть ему на ножку. Но для этого надо сначала снять колечко с заводской проволоки, расширить его, чтобы образовалась между краями щель чуть шире ножки птенца, и через нее надеть колечко и сжать. Это самая нудная работа, занимающая большую часть времени «человека на дереве».
Обратим внимание, как он сидит. Обе руки у него заняты (птенцом и колечком). Одна точка опоры. Внезапный порыв даже несильного ветра, качнувшееся дерево, ветвь, на которой сидит человек, могут нарушить неустойчивое равновесие. А нападения, атаки защитников гнёзд? Занятый своим делом человек слишком поздно обратит на них внимание и, когда увидит приближающееся вонючее облачко, невольно отмахнётся или закроет руками глаза и свалится. Много раз, возвращаясь вечером домой, я думал, что сегодня мог свалиться.
«Человеческий фактор»
Часто мешали работать защитники животных и вообще природы. Кольцевал как-то береговых ласточек ночью с перерывом на самые тёмные часы. Пришёл, как всегда, когда солнце уже закатилось. Поставил сеть, опустил, чтобы ласточки залетели в норы. Наконец не стало видно ни одной. «Легли спать», – подумал я и поднял сеть.
Светало, ласточки начали вылетать и попадали в сеть. Надо торопиться. Радовало безлюдье, только рыбацкая лодка угадывалась в легком тумане. Послышался непонятный, но знакомый звук. Он приближался, через несколько минут стало ясно, что звук этот от удара веслом по воде. Кто-то сплавлялся вниз, ко мне. «Вот и «человеческий фактор» пожаловал», – подумал я с горечью. Не глядя на него, продолжаю работать, стараясь по звукам определить, что там происходит. Вот шарканье лодки по дну, вот её вытаскивают на берег, вот человеческие шаги. Донеслось: «Тебе на рынке мяса нет, что ли?».
Но чем ближе подходил ко мне, тем тише и медленнее становились его шаги. Наконец остановился. Продолжаю работать. Пауза. И вдруг:
– Ак чё ты с имя думашь делать? – спросил, как мне показалось, растерянно, смущённо.
– Вот с этого надо было начинать, – отвечаю. – Вы невоспитанный человек. Подошли бы, поздоровались, посмотрели, постарались понять: что это мужик ловит птицу и тут же отпускает. Я бы вам всё объяснил. А вы на меня с матом да веслом. Для меня весло-то принесли?
– Ак я думал, ты их ись будешь.
– Ись, – передразнил я, – что тут ись-то? В книжках пишут, что в этой птичке всего-то 13-16 граммов весу. Кости, перья да кишки.
В этот день я уж больше не кольцевал. Желание исчезло, одолели думы… Ладно, парень оказался вроде бы неплохой. В тот же вечер решил попросить у Центра какую-нибудь охранную грамоту. Просьбу мою выполнили.
Леонид ЗЕЛЕНЦОВ
Кстати
Кольцевание как метод изучения миграций птиц и других аспектов их биологии применяется с конца ХIХ века.
Больше половины птиц с кольцами, найденных на территории России, были окольцованы в странах Европы. Учёные более чем 50 стран обмениваются полученной информацией, формируя единую Европейскую базу находок. Благодаря кольцеванию, стало известно, где птицы зимуют, пути и сроки их миграций, продолжительность жизни и многое другое.
© Редакция газеты «Камышловские известия»