Камышловская топонимика
Кто сегодня с ходу вспомнит, в честь кого названа улица Красных Орлов? Кроме краеведов, музейных работников и людей самого старшего поколения, конечно. В лучшем случае в памяти всплывёт, что это откуда-то из истории, но очень давней. На самом деле не очень давней. «Красные Орлы» – название, пришедшее из Гражданской войны, одного из самых страшных периодов истории России, не миновавшего и Камышловский уезд.
Июль
13 июля 1918 года. «После Далматовского боя в селе Катайском Камышловского уезда был сформирован 1-й Крестьянский коммунистический полк, командиром которого стал П.Н. Подпорин, а адъютантом (начальником штаба) – Л.А. Дудин», – читаем в книге «Камышлов» издательства 1968 года. Пётр Никитич Подпорин, старый ссыльный большевик, член губернского ЦК РСДРП(б), первый военный комиссар Камышловского уезда, который ранее возглавил в Камышлове местную большевистскую организацию, поднимает крестьян на борьбу с белогвардейцами.
Продолжаем двигаться по хронологии развития событий и читаем в книге Олега Дегтярёва «Милее мне Родины нет»:
«Июль 1918 года. Из Шадринска, расположенного по соседству с Катайской волостью, самой южной территорией Камышловского уезда, приходит тревожная весть: город окружён частями белой армии и чешскими легионерами. Зов о помощи услышан, и в Шадринск срочно отправляются два батальона полка Швельниса и отряд Жукова-Осипова, руководить которыми уездным комитетом РКП(б) назначается профессиональный революционер, член ГубЦК Подпорин. Но высланное подкрепление опаздывает – белые уже в городе. Более того, вот-вот займут и село Катайское. Чтобы остановить продвижение противника, Пётр Никитич объединяет стрелковые батальоны и каменских красногвардейцев в одну боевую единицу, не забывая назвать её в духе времени – красиво и громко: 1-й Крестьянский коммунистический полк. А после, угрожая расправой в случае отказа, ставит «под ружьё» ещё 200 «добровольцев» из числа мужиков, проживающих в Катайской волости».
Август
И снова факты из книги о Камышлове 1968 года: «10 августа 1918 года в Ирбитском заводе был сформирован Камышловский полк. В его состав вошли отряды, отступавшие со стороны Омска под командованием Н.Ф. Черных, а также отряды добровольцев Кочневской, Квашнинской и Куровской волостей, рабочих Ирбитского завода».
Из отряда Василия Даниловича Жукова был сформирован 3-й батальон Крестьянского полка. Приказом по Восточной дивизии № 17 от 14 августа 1918 года командиром полка стал Филипп Георгиевич (в других источниках – Егорович) Акулов.
Что же это за человек? Читаем в книге О.П. Дегтярёва: «Родился Ф.Е. Акулов в 1878 году в селе Шутинском Камышловского уезда (Катайского района ныне), в многодетной крестьянской семье, поэтому учиться начал поздно, в 12 лет, а в 15 отправился на заработки в город, где довелось побывать и сапожником, и конюхом, и урядником в полиции. С 1902 года Акулов – в Русской императорской армии, в кавалерии. Он быстро продвигается по службе и к началу русско-японской войны уже старший унтер-офицер, но в 1905 году переводится в ратники ополчения: его полк участвует в подавлении крестьянских волнений, и Акулов, взбешённый этим, чуть не зарубит шашкой своего командира – ему грозит расстрел, но армейское начальство не станет выносить «сор из избы» и отправит бунтаря в Сибирь – в Омск, под надзор полиции.
1914 год – Ф.Е. Акулов снова в армии. Война выявляет его недюжинные таланты: находчивость в бою, умение ориентироваться в сложной обстановке и принимать быстрые, верные решения – и, как результат, Акулов – кавалер Георгиевских Крестов всех четырёх степеней и обладатель именного оружия. В 1917 году, после ранения, он приезжает на побывку домой, здесь его и застанет Октябрьская революция.
Акулов решает не возвращаться на фронт, хотя и сидеть сложа руки тоже не может, и потому записывается в Красную гвардию рядовым бойцом. Но уже в сентябре 1918 года Филипп Егорович становится во главе 1-го Крестьянского коммунистического полка, а в начале октября – во главе кавалерийской бригады.
Свой путь красного командира Ф.Е. Акулов закончит на Юго-Западном фронте – в боях против армии генерала Деникина и отрядов батьки Махно, за что будет награждён орденом Красного Знамени. В 1924 году Ф.Е. Акулов возвращается в родное село, однако мирная жизнь – не для него…».
Сентябрь
Позиции полка растянулись от Егоршино до с. Покровского. Однако настроение было приподнятое: белые остановлены, отброшены частями 1-й Уральской дивизии и другими частями от Нижнего Тагила, ожидался приказ о наступлении на Камышлов. Приказ, пришедший 21 сентября, был противоположного толка – отойти на Самоцвет и Алапаевск. Политическое руководство осуществляли военный комиссар А.А. Юдин, его помощник Цеховский и агитатор Лобков.
9 сентября в селе Мокроусово после страшных пыток казнён начальник особого отдела бригады первый комиссар полка Александр Алексеевич Юдин.
К 26 сентября полк занял оборону около Алапаевска, но гибель практически всего 3-го батальона под командованием В.Д. Жукова под Нижней Синячихой, пытавшегося воспрепятствовать белым окружить Алапаевск, вынудила полк 28 сентября покинуть позиции и отходить по направлению к Нижнему Тагилу. Переброска полка от Алапаевска в район Нижнего Тагила была вызвана ещё попытками белых прорваться через Нижне-Тагильскую линию обороны к Кушве и недостаточностью сил красных в этом районе.
Октябрь
С 16 октября 1918-го полком стал командовать бывший батальонный командир Иосиф Андреевич Ослоповский. Командир полка Ф.Е. Акулов стал командиром бригады 29-й стрелковой дивизии, в состав которой входил полк. Командиром 1-го Камышловского полка стал сын литовского народа, первый секретарь Камышловского уисполкома Бронислав Иванович Швельнис (его именем названа одна из улиц в районе Закамышловки).
В это же время был сформирован кавалерийский эскадрон, который впоследствии вырос в Путиловский полк (в его рядах служило немало камышловцев) во главе с красным донским казаком М.П. Прокопьевым.
1-й Крестьянский коммунистический полк особо отличился в боях на Тагило-Кушвинском направлении и за массовый героизм был награждён почётным боевым революционным Красным Знаменем ВЦИК. А далее по 3-й армии выходит приказ от 24 октября 1918 года № 79, согласно которому полк получил от командования почётное наименование «Красные Орлы».
«Всего у 1-го Крестьянского было четыре командира – Пётр Никитич Подпорин, Филипп Егорович Акулов, Иосиф Андреевич Ослоповский и Александр Иванович Кобяков (с июля 1919-го), но именно Акулову полк обязан новым названием – Красные Орлы: будучи комполка, он во всех обращениях к бойцам называл их не иначе как орлами. Да и во время боя любил прокричать: «Вперед, орлы, бузуй!» Став же комбригом, Акулов не раз писал в своих приказах: «Командиру Красного орлиного полка снять птенцов с насиженных мест и отпустить в полёт…». Позже бойцы не раз докажут, что они – настоящие орлы… Но не секрет, что полученное полком название современники станут связывать с кровью, пролитой его бойцами, – слишком жестоко они расправлялись с врагами: пытки, глумления, казнь на глазах родных и близких жертвы… Даже писатель П.П. Бажов, сам стоявший у истоков формирования 1-го Крестьянского, и то однажды заметит: «Методы достижения поставленных целей у Красных Орлов неоправданно грубы и заслуживают самого большого порицания…» (из книги «Милее мне Родины нет…»).
Полк Красных Орлов закончил военный путь под Перекопом в 1920 году.
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА по материалам книг «Камышлов» (1968 г.), «Город старинный – провинции остров» (2004 г.), «Милее мне Родины нет…» (2020 г.), открытых источников
Фото из архива краеведа Петра Кошкина.
На фото. Начальствующий состав 1-го Крестьянского коммунистического полка и его командир Филипп Егорович Акулов (второй справа), сменивший на этой должности П.Н. Подпорина осенью и руководивший Барачинской операцией.
© Редакция газеты «Камышловские известия»