Музыканты и инструменты
Впервые настоящий оркестр я услышала в детстве. Про музыку тогда ещё мало что понимала, но запомнились музыканты, особенно даже не то, как играли, а как перед выступлением разыгрывались и настраивались, издавая смешные, какие-то тягучие, «мяукающие» звуки. И каждый был сам по себе: перебирал струны, дул в мундштук или постукивал по барабанам.
Но вот вышел красивый человек, взмахнул тонкой палочкой – и произошло чудо: несколько десятков музыкантов и инструментов, подчиняясь «танцу» дирижёра, превратились в единое целое, в огромный, многоголосый «инструмент», послушный мгновенному взгляду, лёгкому движению рук и дирижёрской палочки.
В симфонический оркестр, состоящий из большого числа музыкантов (обычно от сорока до сотни и более), входят представители нескольких групп музыкальных инструментов. Где-то я прочитала, что такой оркестр сродни большому красивому зданию, и каждый музыкант в нём – кирпичик (простите за несколько приземлённое сравнение). Вынь один – разрушится всё. А как иначе? Если развивать эту метафору, то «фундамент» оркестра, конечно, группа струнных: первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Большинство композиторов мелодический рисунок «доверяют» именно им.
Первый «этаж» – деревянные духовые: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. У них звук громче, ярче, хотя не так разнообразен, тонок и насыщен нюансами, как у струнных. Дальше медные духовые (валторна, труба, тромбон, саксофон, туба) – эти совсем громкие, мощные, динамичные. Огромный размах диапазона.
И завершают «строение» ударные: литавры, колокольчики, ксилофоны, треугольники, барабаны, тарелки. Очень эффектные, ритмические и звучные, энергичные. Украшают и дополняют мелодическую палитру различными звукошумовыми эффектами. Часто в состав оркестра дополнительно вводятся одиночные инструменты – арфа, челеста, рояль.
Почему-то мне представляется это оркестровое «строение» в форме треугольника, вершина которого – дирижёр. Он может заставить огромную массу инструментов звучать оглушительно, громоподобно – и ласково, мягко, еле слышно; создавать многоэтажные аккорды и выводить сложнейший замысловатый мелодический орнамент (настолько тонкий, что когда-то композитор Сергей Прокофьев заметил: «с оркестра словно вытирают пыль»). Этому «сплаву» музыкальных голосов подвластно всё, возможности его неисчерпаемы.
Вот дирижёр выходит к своему коллективу, приветствует, ловит взгляды десятков глаз, взмахивает палочкой – и через секунду нет уже большого набора музыкантов и инструментов. Есть только великая, всепоглощающая стихия – музыка. И это самый волшебный момент.
Галина ШИПИЦЫНА
Кстати
В субботу, 13 декабря, в 15 часов в ЦКиД впервые в нашем городе пройдёт концерт Уральского молодёжного симфонического оркестра Свердловской филармонии, дирижёр – наш земляк Игорь Сукачёв. В программе – самая популярная классическая музыка.
УМСО – единственный в России оркестр-академия, сочетающий образовательную функцию и концертную практику. Оркестр создан в декабре 2006-го, в его составе 67 учащихся и студентов высших и средних специальных музыкальных учреждений Екатеринбурга, прошедших конкурсный отбор. Ежегодно они выступают в 30-и концертах, представляя на суд публики 20 концертных программ.
УМСО участвовал в III Музыкальном фестивале Дениса Мацуева «Crescendo», в «Коган-фестивале», посвященном памяти выдающегося скрипача ХХ столетия Леонида Когана. У молодого коллектива серьезный гастрольный опыт.
Три факта о симфоническом оркестре
• Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое мы в него вкладываем. В Древней Греции «орхестрой» называли круглую площадку театра, на которой пел хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже – сам «союз музыкальных инструментов и исполнителей на них».
• Существуют разные виды оркестров – симфонические (большие и малые), эстрадные, струнные, народные, джазовые, военные. Каждый из них имеет свои особенности, определенный состав инструментов и их количество.
• Наибольшее распространение в крупных городах всего мира сегодня получил большой симфонический оркестр. Он закрепился в музыкальной практике примерно со второй половины ХIХ века – в эпоху Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
то «фундамент» оркестра, конечно, группа струнных:
По-моему всю жизнь фундаментом считается ритм-группа(барабаны) и бас.