Вс, 24 Янв. 2021 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
От «Глобуса» до «Ласточки»
11 декабря 2020, 10:00

От «Глобуса» до «Ласточки»



40 лет назад в Камышлов пришла первая электричка…

Илья ЗЫРЯНОВ.  

9 декабря 1980 года перрон железнодорожного вокзала станции Камышлов был полон народа. В 13.40 объявили о прибытии первой электрички под номером 5402. Под дружное ура заиграл оркестр, перетянутую через пути ленту пересёк поезд ЭР1-191, которому предстояло в течение 17 лет перевозить пассажиров от Екатеринбурга до Тюмени.

По словам железнодорожников, участвовавших в тех событиях, участок сдавали поспешно – до наступления Нового года. В числе первых пассажиров ехала ремонтная бригада.

– Друзья встречали нас с транспарантами «Добро пожаловать, первый электропоезд!», – рассказывает электромонтёр контактной сети Александр Евгеньевич Печёнкин. – Мы ехали в первом вагоне, нашей задачей было устранять возможные неполадки. Но от Богдановича до Камышлова проехали без проблем. А вот когда 30 декабря мои коллеги отправились от Камышлова в сторону Тюмени, пантограф порой приходилось убирать и толкать электричку другим локомотивом – напряжения на некоторых участках не было.

Электромонтёр контактной сети ЭЧК-301 С.М. Данич
Подготовительные работы перед пуском первой электрички продолжались целый год. Предстояло электрифицировать 40 километров пути со всей необходимой инфраструктурой. Движение поездов во время строительства сети не останавливали, электромонтёры работали на семиметровой высоте над коптящими тепловозами – готовили им на смену электрическую тягу. Постоянное сообщение электропоездов наладили лишь в следующем году. По словам электромонтёра С.М. Данича, в 1982 году, когда он только пришёл в ЭЧК-301 (район контактной сети), работы хватало с избытком.

Без всякого преувеличения, это было новым этапом в развитии города. В Камышлов переезжали специалисты, создавались новые структурные подразделения и рабочие места, строилось жильё. Бессменный председатель профкома дистанции контактной сети, электромеханик А.И. Дронов на протяжении четырёх десятилетий вёл летопись коллективов контактников, тяговых подстанций и ремонтно-ревизионного цеха – снимал кинохронику, оформлял фотоальбом, который сейчас в честь юбилея намерен передать в Камышловский краеведческий музей. Вот что он рассказывает о том времени.

«40 лет – большой срок, и я не претендую на архивную точность исторических событий в деятельности ЭЧ-4: в названиях цехов, подразделений – и упомяну далеко не всех, с кем работал. Я сужу с точки зрения электромеханика, неосвобождённого председателя профкома и секретаря первичной организации КПСС ЭЧ-Камышлов.

После окончания Свердловского техникума железнодорожного транспорта я начал трудиться в районе электросетей ж/д станции Камышлов ЭЧ Тюмень под руководством А.И. Зонова. В 1979 году стали прибывать кадры контактников с действующих дистанций контактной сети. Из Первоуральска на разбивку и контроль над монтажниками прибыл А.А. Мухортов. На тяговой подстанции «Аксариха» начинал монтаж В.А. Порошин.

Когда в конце 1979 года Тюменский ЭЧ-4 возглавил Б.П. Куимчиде, стали формировать цехи контактников (ЭЧК-301) под руководством А.А. Мухортова, тяговой подстанции «Камышлов» (ТПС) во главе с И.А. Горюшиным и ремонтно-ревизионный цех (РРЦ), которым руководил В.А. Мурачёв. На общем собрании всех подразделений зал железнодорожного вокзала был полон.

Выбрали местный профсоюзный комитет и меня в качестве председателя. В строящемся доме № 21 по ул. Комсомольской нам, энергетикам, выделили несколько квартир. Мы провели большую работу по составлению списка на их получение. Но оказалось, это ещё полбеды. Распределением жилплощади занимался узловой комитет станции «Камышлов» под началом Г.А. Корякина. Поступила команда сверху: забрать шесть квартир, так как остались должны монтажникам. Началась борьба.

Я собрал профком и доложил обстановку. На календаре – 31 декабря 1979 года. Отправляюсь к начальнику Свердловской железной дороги и получаю от него необходимые нам гарантии. После Нового года меня с А.А. Мухортовым вызвали в Тюменский отдел железной дороги. При поддержке заместителя райпрофсоюза Г.А. Алексеевой мы отстояли шесть квартир, но начальство мною «занялось»: стало требовать гарантию на жилплощадь в следующем доме, который строился по Куйбышева, 8.

Читайте также:  Дорогами Афганистана

– Чьи ты защищаешь права? – спросил меня тогда Б.П. Куимчиде.
– Трудящихся, – ответил я.
– А я не трудящийся? Я такой же член профсоюза.

Надо отметить, что при Борисе Петровиче была жёсткая и требовательная дисциплина. Будучи председателем профкома в стадии формирования коллективов, я оказался словно между молотом и наковальней и очень благодарен своему начальнику А.А. Мухортову за поддержку и понимание.

Техническое обучение на ТПС «Камышлов» проходят дежурные электромонтёры и электромеханики тяговых подстанций (верхний ряд слева направо): Е.В. Андреев, А.Н. Власов (заместитель начальника ТПС), И.В. Воронов; нижний ряд: Е.А. Чусовитин, А.А. Саковец, О.А. Долгих
Тем временем в цех контактников стали прибывать асы с действующих участков: Александр Пастухов, Сергей Балуев, Евгений Блинов, Геннадий Зайниев и другие ребята. Началась работа профкома по сплачиванию коллективов, как внутри, так и между цехами. Проходили соцсоревнования, итоги которых подводили в конце месяца в Тюмени на общем профсоюзном собрании. Партбюро утверждало кандидатуры на городскую доску Почёта. Неоднократно поощряли А.Е. Зырянова, который за ликвидацию последствий взрыва на станции Свердловск-Сортировочный был удостоен звания «Почётный железнодорожник». За ударный труд на доске Почёта были А.С. Пастухов и В.В. Прожерин. Отмечу, однако, что, проработав более 30 лет электромонтёром-верховиком и получив пять грамот начальника Свердловской ж/д, Владимир Викторович не имеет звания «Ветеран труда».

Листая фотоальбом, можно ещё многое вспомнить. Как бурно проходили наши собрания, как участвовали в городских соревнованиях по стрельбе, шахматам, теннису, как семьями отмечали праздники, показывали фильмы детям и выезжали на природу. Было совсем другое понятие о коллективе. Уходят люди, с которыми я начинал работать. Хочу пожелать здоровья и долголетия ныне здравствующим. Мы своим трудом вписали в летопись Камышлова скромную, но славную страницу».

К 2020 году многое изменилось. Кроме обычных электричек, появились комфортабельные «Ласточки», а обеспечивает их движение всё та же инфраструктура. В ЭЧК до сих пор работает С.М. Данич. Теперь он обучает преемника Андрея Маланина, пришедшего в коллектив этой весной. За бесперебойное питание контактной сети на сегодняшний день отвечают 11 электромонтёров и электромехаников тяговых подстанций под руководством А.Н. Власова – специалиста с тринадцатилетним стажем. Этим людям предстоит продолжить историю, начатую 40 лет назад.

Фото из архива А.И. Дронова.
На фото. 9 декабря 1980 года. В Камышлов пришла первая электричка – ЭР1, прозванная машинистами «Глобус» за характерную форму кабины. Рядом с локомотивом (в спецодежде) – бригада электромонтёров контактной сети, сопровождавшая первый электропоезд на перегоне Богданович – Камышлов: В.В. Паньков, С.В. Калошин, А.И. Прохоров, А.Е. Печёнкин, А.А. Блинов. В центре – председатель профкома дистанции контактной сети, электромеханик А.И. Дронов.

Фото Ильи Зырянова.
9 декабря 2020 года. На станцию «Камышлов» прибыл скоростной электропоезд «Ласточка». На протяжении двух лет этот комфортабельный подвижной состав перевозит пассажиров по маршруту Екатеринбург – Талица. А с 9 декабря 2019 года камышловцы могут доехать на нём до Тюмени.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2021 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: