Хороший майский день. Солнышко уже серьезно припекает, и надо прятаться от него в тень, что мы и сделали. С моей учительницей Екатериной Петровной Кожевниковой сидим на лавочке в ограде ее дома. Старый деревянный дом, которому уже больше полувека, просторная ограда. Вдоль забора соседней усадьбы зеленеют кусты смородины, под ними — ковер из изумрудной травы. Дальше, за домом — сад-огород. Доносится стук молотка — это ведет ремонт теплицы старший сын Е.П. Кожевниковой.
Сегодня у нас день воспоминаний. Екатерина Петровна вынесла из дома папку с бумагами. Чего только в ней нет: сочинения учеников 30-40-летней давности, вырезки из газет, стихи и песни, сочиненные в честь учительницы.
— Недавно внучата меня спросили: «Бабуля, а что в твоей жизни было интересного? Напиши свои воспоминания», — говорит Екатерина Петровна.
Этот вопрос поверг ее в смятение. За плечами столько пережитого, что можно не одну тетрадь написать.
В колхозном детсаду
Кате Третьяковой было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Ее семья жила в селе Тюбук Челябинской области. Девочка в тот год перешла в 7-й класс.
Все взрослое население с первого дня войны работало в колхозе, за детьми, которые остались без присмотра, пришлось ухаживать подросткам. Им родители отдавали ключи от дома, оставляли еду. В 1943 году решили организовать детский сад, а воспитателем в нем назначили Катю. Все проголосовали за ее кандидатуру. Два лета подряд девочка с мая по сентябрь работала с детьми.
На территории машинно-тракторной станции была столовая для рабочих. Половину помещения отдали садику, построив невысокую загородку. Детей кормили три раза в день бесплатно. В первый же день открытия садика встал вопрос: чем занять детей? Игрушек не было, книжек — тоже. Дети были разного возраста — от трех до восьми лет. В тихий час укладывали ребятишек спать на фуфайки, редко у кого были одеяла.
— Занятие я придумала такое: нарисовала на заборе фигуру немца, и мы стали бросать в него камнями, разными металлическими предметами, которые нашли на территории МТС. Старались попасть фашисту в глаз. Так мы помогали своим отцам, которые воевали на фронтах войны. Однажды на территории МТС оказался сын Ворошилова с танкистами. Они приезжали в Свердловск за танками. Зашли в столовую пообедать и увидели наши «сражения». Ворошилов все у меня выспросил, поинтересовался, кто придумал такую игру, и после этого пошел к председателю. На следующий день рабочие МТС принесли в наш детсад много деревянных кубиков. Больше фашистов мы били. Освоили разные подвижные «мирные» игры. Директор МТС мне сказал позднее, чтобы я обязательно пошла учиться в педучилище, а когда закончится война, в селе большой детсад построят, и я буду в нем работать.
Когда учеба в школе закончилась, я поехала в Свердловск и действительно поступила в педучилище, и так сложилось, что много лет работала в школе.
Однажды и на всю жизнь
Педучилище Е.П. Третьякова закончила успешно, ее оставили работать в одной из свердловских школ. Через два года избрали депутатом горсовета. Это была достойная оценка ее жизненной позиции. На всю жизнь она запомнила первую сессию, которая проходила в здании оперного театра. Депутатов стали знакомить друг с другом. Ведущий сессии сказал, что самым молодым депутатом является учительница Екатерина Петровна Третьякова. Ее попросили подняться на сцену.
— Я поднялась — и не знаю, что делать, — улыбаясь, рассказывает Екатерина Петровна. — Стала кланяться. Сначала тем, кто в президиуме сидел, потом тем, кто в зале. Депутаты заулыбались и стали хлопать в ладоши. Смотрю, все пожилые, важные. Растерялась: а что дальше делать? Взяла и села в президиум. Ну, думаю, неладно сделала, встала и опять в зал ушла. Работала я неплохо, все наказы, что получала от избирателей, выполняла.
В те годы познакомилась со своим будущим мужем — Василием Ивановичем Кожевниковым. Мы сразу полюбили друг друга. Избранник был старше на пять лет. Участник Великой Отечественной войны, красавец, обаятельный мужчина. Родом он был из Свердловска. Когда закончил среднюю школу, поступил в спецшколу ВВС, но закончить ее не успел — помешала война. Василия призвали в армию, он попал в школу авиамехаников в Челябинске. В ноябре 1942 года уже был в действующей армии. Служил в 10-й армии авиации дальнего действия. Войну закончил в 1945 году в Польше.
В.И. Кожевников всегда мечтал об авиации, а стал учителем физкультуры. На это его решение большое влияние оказала Екатерина Петровна. Она ему заявила: не будешь учителем, замуж за тебя не выйду. Он поступил в техникум физической культуры и спорта и успешно его окончил. В Камышлове супруги Кожевниковы оказались совершенно случайно. Василию Ивановичу после техникума предложили работать в УПИ или горном институте.
— Он пришел после распределения домой и рассказывает мне об этом, — вспоминает Екатерина Петровна. — А я ему в ответ: я тебя зачем послала на учителя учиться? Да для того, чтобы в одной школе работать, рядышком на педсовете сидеть, в перемену в укромном уголке целоваться. По прошествии многих лет я даю оценку тем событиям и вижу, как была не права. Своими упрямыми поступками, может быть, жизнь сломала своему самому дорогому человеку. Он мог бы стать классным авиатором, в Свердловске мог сделать прекрасную карьеру. Но в то время мне нравилось командовать, и я видела в голубых глазах мужа любовь, преданность и послушание.
Тогда Екатерина Петровна встретилась с жительницей Камышлова Верой Васильевной Трофимовой, которая пригласила ее в свой город, сказав о нем много восторженных слов: лес, река, много ягод и грибов, красота. Дети, их родители стали молодого педагога уговаривать не уезжать, а она: нет, поедем. К тому времени в Свердловске уже квартиру получили. И уехали в неизвестность. Было это в 1951 году.
Екатерину Петровну направили в школу № 2, а Василию Ивановичу сказали: никаких школ, фронтовик, специалист с образованием — только училище. Много лет он преподавал в педучилище, затем в школу № 58 перешел.
В любви и согласии Кожевниковы прожили 33 года, пока тяжелая болезнь и смерть мужа не разлучила их. Сын Александр перед своей женитьбой заявил: «Я буду так же к своей жене относиться, как папа». Это, наверное, самая большая оценка жизни родителей.
Где тот ключик?
Учитель от бога. Так говорят те, кто учился у Екатерины Петровны и Василия Ивановича. В семейном архиве хранятся сочинения ребят школы № 6 семидесятых годов. Детям шестого класса была предложена тема: «Кого бы я назвал настоящим человеком». Несколько мальчишек и девчонок своей героиней избрали Екатерину Петровну Кожевникову. Тепло и очень бесхитростно написаны строки о любимой учительнице. 40 лет эти тетрадные листочки лежат в семейном альбоме Кожевниковых.
Она умела найти ключик к сердцу каждого своего ученика. Вспоминает такой случай. Пришла в пятый класс. В первый же день в учительской ей сказали: «Там есть такой Симанов, хулиган, не даст уроки проводить. Можете его сразу в коридор выгнать». Уж очень ее этот Симанов заинтересовал, в жизни Екатерина Петровна никому двойку не поставила и с урока не выгоняла. Кто такой Симанов, определила сразу — он сидел с трубочкой и готовил «снаряд» из промокашки.
— Обращаюсь к классу, — рассказывает Екатерина Петровна. — Ребята, у нас такой хороший стрелок есть, он будет настоящим воином и защитником Отечества.
У нас с ним дружба завязалась, и я однажды его назначила главным помощником учителя. Гордость, удовольствие увидела в его глазах и поняла, что парнишку никто раньше не хвалил, все только ругали. Он затем стал хорошим учеником.
Таких случаев в педагогической практике было много, и о каждом своем ученике Екатерина Петровна вспоминает по-доброму.
Прекрасным педагогом был и Василий Иванович Кожевников: добрый, внимательный, он принимал близко к сердцу ребячьи беды. Ребята любили своего учителя физкультуры, и к этому предмету относились так же серьёзно, как и к основным. Он вырастил и воспитал не одно поколение спортсменов.
…На улице Розы Люксембург стоит старинный деревянный дом. И не заросла тропинка, по которой спешат к учительнице бывшие ученики.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Екатерина Петровна, до сего времени не теряет марку учителя. Знания от школы к внукам. Есть чем поделиться, а семье — Гордиться!
Как так взять и сказать «мне нравилось командовать» ?