Вт, 1 Дек. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Парк «Тольского» периода (фото)
12 сентября 2020, 12:00

Парк «Тольского» периода (фото)



Сергей ОЗОРНИН.

Мы сидим в беседке, наслаждаемся летним теплом, свежим воздухом и природой вокруг. Хозяин заполняет блендер ягодами и фруктами, включает его и через пару минуту угощает нас холодным и ароматным смузи. Мы – это я и фотокор газеты Андрей Зайков, а хозяин – творческий человек, житель Камышлова Анатолий Петрушко. И мы у него в гостях, на придомовом участке.

Потягивая густой напиток, неспешно беседуем. Об увлечении Анатолия Максимовича мастерить из металла и о парке, что разбит рядом с домом. Все объекты здесь сделаны его руками. Каркасы беседки, стола и скамеек сварены из старых труб, рядом – мангал-коптильня. Чуть поодаль – летняя душевая с баком воды, качели для внуков и гнездо аистов, возвышающееся над экзотическим садом. Вы спросите, почему экзотический? Да, особо диковинных насаждений здесь нет, но каждому хозяин придаёт определённую форму. Растут верест, туя, сирень венгерская, барбарис, акации, липы, дикие яблони, дубки. Многие из них подвергаются стрижке, даже обычная ель с обрезанной макушкой оформлена в виде шара. В 2000 году после возведения дома здесь был пустырь, глина, строительный мусор. Потом с женой Ольгой Алексеевной посадили деревья, кусты, выкопали небольшой водоём. Сейчас, находясь в саду, испытываешь настоящее отдохновение души.

Но самое удивительное, что среди кустарников и деревьев расположились оригинальные арт-объекты – скульптуры из металла.

– Поросёнок – символ прошлого года – на скорую руку у меня сделан. А иглы дикобраза – это кованые гвозди, которым более 100 лет, их достали из крыши и перекрытий здания бывшей почты на Кирова, – рассказывает Анатолий Максимович.

Фигуры он создаёт из бросового материала – металлолома, старых труб, арматуры, кусков металла, железа от сломанных компьютеров и принтеров. А идеи возникают внезапно, когда увидит что-то интересное в интернете или в путешествиях по стране. Увидел, например, гнездо аистов или цаплю и начинает думать, как их сделать из металла, как вырезать перья, ведь гладкой птицу делать не интересно.

– Представляю, как цапля шагает, как аисты кормят птенцов. Я ни рисовать, ни чертить не умею, все размеры у меня в уме: подрезал, загнул, приварил, так и импровизируешь, – делится мастер.

Последняя его работа – динозавр. Увидел как-то в Анапе подобную скульптуру: почему бы в городе не иметь такую? Да и фильм про динозавров «Парк Юрского периода» смотрел (У вас парк не Юрского, а «Тольского» периода, играем мы словами). Долго вынашивал идею, а в этом году, когда начался карантин, решил её воплотить. Скульптура получилась динамичная, словно динозавр приготовился гнаться за добычей. В данный момент она находится на выставке в Екатеринбурге. В 2016 году Анатолий Петрушко узнал о выставке арт-искусства «Лом», которая проходит в парке Маяковского. Созвонился с организаторами, его пригласили к участию, да ещё оплатили электроды. Вспоминает, что работа «Контрабасист» (скелетик-динозавр) на том фестивале заняла второе место, даже денежную премию вручили.

Самая символичная работа – скульптура матери и ребёнка, которую автор назвал «Жизнь бесконечна», тоже выставлялась в Екатеринбурге. Автор поясняет, что женщина словно выходит из земли, и ребёнок продолжает её жизнь. А фигуру можно было бы установить перед роддомом. Ещё можно интерпретировать её как олицетворение Космоса: Луна, Земля, Солнце.

Читайте также:  Вальс цветов

Спрашиваю, откуда же появилось столь необычное увлечение?

– Отец мой был плотником и вообще мастером на все руки, у него был очень хороший набор инструментов. Но к дереву я не прикипел почему-то, а брат мой Павел – профессиональный сварщик – наоборот, тяготел к дереву, вырезал что-то постоянно. Я шибко хотел машину в 80-е годы, но ни денег, ни возможности её купить особо не было. Посмотрев по телевизору передачи «Это вы можете», я решил, что сам могу сделать автомобиль, хотя ни автодела, ни сварного, ни инженерного, не знал. Но загорелся. Купил бытовой сварочный аппарат и начал «клепать», – рассказывает собеседник.

– Но машину я не сам придумал, я не художник, а скорее копировщик-ремесленник. Подобную собрал профессиональный инженер из Еревана, об этом я прочитал в журнале «Моделист-конструктор». Трудно тогда было запчасти доставать, да и дорого. Двигатель и задний мост – от «Москвича», передний мост был самодельный, кузов тоже на 100% был «рукопашный». За пять лет я эту машину собрал. С трудом её зарегистрировал, и в 1990 году она у меня стала бегать легально. С 1992-го по 1997 год с соседом строили этот дом, возил на ней цемент, кирпич, брус, доски.

– Металлолома тогда кругом полно было. Я освоил сварочный аппарат, сделал тумбочки для телевизора, детям – письменный стол на два места, понятно, что облицовывал мебельными досками. В общем, сначала всё делал для быта. Потом увидел в Сочи фигуры собак, а поскольку я умел только «искрить», сделал трёх собак по своей технологии, – говорит Анатолий Максимович.

Потом он сварил из металлических прутьев большие уличные вазоны для цветов. Первый, формой похожий на яйцо Фаберже, стоит в саду. Второй, окрашенный в цвета российского триколора, посвящённый Олимпийским играм-2014 в Сочи и воссоединению Крыма с Россией, – возле дома. А третий находится у Детской школы искусств. Сам сделал вывеску с адресом дома, а из ключей, за многие годы накопившихся в бюро находок нашей редакции, он сварил декоративную решётку для камина.

Перед каждым Новым годом на участке возле ели он устанавливает металлических Снегурочку и снеговика (сейчас они в разобранном виде), украшает деревья и беседку гирляндам. И как же внукам Артёму и Ирине, сыну Максиму с женой Ольгой не любить гостить у Анатолия Максимовича и Ольги Алексеевны. Здесь в любое время года интересно и красиво. Семья во всём поддерживает и гордится своим умельцем. Дочь Мария, когда приезжает в гости, фотографируется с новыми скульптурами, особенно ей нравится дикобраз.

Когда прощались, Анатолий Максимович выразил надежду, что в Камышлове всё-таки появится место или улица (как, например, аллея в Ельце Липецкой области), куда мастеровые люди могли бы установить свою работу из дерева, камня, пластика, металла или других материалов. И тогда в разы больше прохожих могли бы сделать прекрасные фото.

На фото. Собаки у Петрушко нет, поэтому все желающие заходят и фотографируются со скульптурами. Хозяева только рады.

Фото Андрея Зайкова.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: