Идёт время, стирается память человека. Некоторые страницы истории города утрачены навсегда. Многие знают, но не часто вспоминают, что наш славный старинный град Камышлов старше даже Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Его удачное расположение на Транссибирской железнодорожной магистрали и не менее знаменитом Сибирском тракте наделяет наш город богатейшей историей. И целью моего повествования является именно сохранение истории Камышлова.
В пору моей трудовой деятельности в администрации города левобережные увалы реки Камышловки в Насоново ещё никто не называл Белые горы. А ведь укоренившемуся самобытному названию основой послужило появление здесь сосновых посадок, это место потом так и называли – «посадки». Как же появился здесь сосновый бор?
В 70-х годах прошлого века правительство РСФСР приняло решение о строительстве в Камышлове завода хромовых кож (ЗХК). Предпосылкой к этому в немалой степени послужило, что в Камышлове уже было действующее кожевенное предприятие, которое без стеснения сбрасывало неочищенные производственные стоки прямо в реку Пышму. Строительство нового завода хромовых кож решило бы эту экологическую проблему. Размещение нового завода и строительство его жилых и социальных объектов влекли за собой отторжение зелёной зоны и вырубку реликтового соснового бора. Жители города, узнав о вырубке леса, были серьёзно обеспокоены.
Как зам. главы города по должности я имел общественную нагрузку – руководил городским советом охраны природы города и его территории. Поэтому недовольство граждан стали рассматривать на специальном заседании совета. Долго судили-рядили, в итоге появилась идея. Коль в ближайшем будущем с развитием и расширением города всё равно будут факты наступления застройки на лесопарковую зону, выход один: возмещение зелёных насаждений на других городских землях. Такое решение на совете было принято как единственно правильное.
В Камышлове в то время работали представители Московского института коммунального хозяйства по разработке перспективного плана землехозяйственного устройства. В этом плане левобережные увалы Камышловки в Насоново были определены как бесперспективные земли. Здесь и решили произвести возмещение лесных площадей. Для этого пригласили в исполком директора лесхоза В.И. Зорина. И надо же, вышло как в поговорке, на ловца и зверь бежит. Виктор Иванович заявил, что в плане у обллесхоза есть задание и средства на новые посадки в Камышлове, а вот площадей нет. Главный архитектор города В.Т. Грехова и начальник БТИ Г.А. Шабанов отвели земли под новые посадки в натуре. Это было в конце 70-х годов. Так, без трат средств городского бюджета и рабочей силы были произведены посадки леса на увалах речки Камышловки и выше расположенной площадки.
Сначала были саженцы, потом молодые сосёнки, а ныне там уже довольно большие сосны. Любители говорят, что в молодом бору есть грибы и ягоды. Нынешние сосны, достигнув продуктивного возраста, с учётом розы ветров, методом самосева, будут занимать новые территории. Пройдут годы, и настанут такие дни, когда в северной части города зашумит настоящий сосновый бор. А жилой микрорайон ЗХК с тех пор стали называть «вырубкой».
В завершение хотелось высказать несколько предложений. Если лесной массив на так называемых Белых горах стоит на кадастровом учёте Камышловского городского округа, необходимо создать организацию, что-то вроде горзеленхоза, чтобы у зелёной зоны города был хозяин. Главе города и Думе в честь увековечения памяти добрых дел предлагаю рассмотреть вопрос о присвоении сосновому бору на Белых горах имени В.И. Зорина и назвать его «Зоринский сосновый бор». А также рассмотреть вопрос и принять решение о возобновлении ведения «Книги памяти истории города».
Михаил АЛФЁРОВ, ветеран труда
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Вид на сосновые посадки возле Насоново.
© Редакция газеты «Камышловские известия»