Реутинку можно назвать деревней пчеловодов – у многих ее жителей есть небольшая пасека. В том числе у супругов Кузьминых, для которых разведение пчёл – хобби, некогда бывшее мечтой.
– За свою жизнь мы держали и коров, и гусей, и свиней, – рассказывает Тамара Андреевна. – Скот мы обычно убирали по осени, а пчёл держим уже семь лет.
Первую семью Кузьмины купили в 2005 году у реутинского пчеловода-любителя. Теперь у них пять многокорпусных ульев. Пасека оборудована за огородом, подальше от соседских домов, обнесена двухметровым забором. Часть ульев Виктор Георгиевич смастерил сам, а о тонкостях обращения с пчёлами супруги узнают из специализированной литературы.
В летние месяцы пчёлы активно собирают мёд и размножаются. Виктор Георгиевич утверждает, что в Реутинке очень благоприятное для них место. Лес совсем близко, иногда зацветает речная пойма, а неподалеку совхозные поля, на которых растёт рапс. Пчёлы хорошо кормятся и дают мёд отменного качества. В селе Баранниковском, где Кузьмины жили раньше, условия не так хороши, и пчеловодство там не смогло бы процветать.
Большую часть мёда семья употребляет сама, но в особо благоприятные годы избыток продает.
По словам Тамары Андреевны, мёд с одной пасеки в разные годы может получиться разным: в один – светлый, в другой – почти коричневый, в третий – зеленоватый. Это зависит от того, на каких растениях кормились пчёлы. Главное отличие своего мёда от магазинного – неповторимый аромат.
– Его ни с чем не сравнишь, – говорит Т.А. Кузьмина. – На пасеке даже воздух особый – свежий, с холодком.
В течение лета пчеловоду нужно не только откачивать мёд и следить за количеством корма, но и обрабатывать ульи от вредителей. Важно не пропускать момент, когда приходит время деления семьи. Задача – поймать рой и посадить его в другой улей.
– О том, как мы ловим рои, можно рассказывать анекдоты, – говорит Тамара Андреевна. – А вообще потерять рой для пчеловода очень большая досада.
К сожалению, в этом году пасека семьи Кузьминых перестанет существовать, они собираются продать ульи и всё сопутствующее оборудование.
– Причин несколько. Одна из главных – аллергия на укусы пчел у сына и внука, – со вздохом говорит Виктор Георгиевич. – Вторая – возраст. Нам, пенсионерам, становится тяжело ухаживать за пасекой. Лучший возраст для пчеловода – 45-50 лет.
Тем не менее, большинство пчеловодов Реутинки именно пенсионеры. Семья Кузьминых смогла назвать навскидку около десятка фамилий, среди которых Павловы, Чернозипуниковы, Григорьев, Михайлов, Плотников, Перепёлкин, Колясников и т.д. У большинства пасека состоит из шести ульев, но есть и более крупные хозяйства, например, у семьи Кушниковых порядка двадцати пяти ульев.
Некоторые жители занимаются пчеловодством многие годы, и для них это уже стало неотъемлемой частью жизни. А вот что рассказал Юрий Романович Павлов:
– Мне пасека досталась по наследству от прежнего хозяина дома, а ему – от предыдущего. Я сам развожу пчёл вот уже 16 лет. Это непростое занятие. Такая жара, как сейчас, для них неблагоприятна, поэтому они могут быть злыми и опасными для человека. А вот при температуре 25-28 градусов можно даже ненадолго выйти на пасеку без особой защиты.
Пчеловоды Реутинки знают друг друга лично либо понаслышке. Им можно было бы создать клуб по интересам, куда могли бы вливаться начинающие пчеловоды и получать поддержку опытных товарищей.
– Вообще пчеловодство – дело для людей незаурядных, – заключает разговор Виктор Георгиевич. – Ведь пчёлы – особая живность. В обращении с ними нужно быть не только аккуратным и точным, но и уметь мыслить творчески.
Анна РУССКИХ.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»