Может быть, просто не умеют. Нет, я сейчас не о буквах, слогах и предложениях. Я о том, что настоящее чтение, – это умение каждую книгу понять и прожить, превратить из набора слов в яркие образы и удивительные приключения. Такое чтение нельзя не любить. И я предлагаю родителям дошкольников и младших школьников несколько способов «оживить» книгу.
Способ № 1. Внесите в чтение элемент игры. И вам не придётся ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребёнка взяться за книгу. Устройте соревнование, обязательно с призами, – кто больше прочитает или найдёт предметов на картинке. Для этого хороши виммельбухи – развивающие книги крупного формата с минимумом текста и множеством детализированных иллюстраций. Дети их с удовольствием читают, рассматривают и выполняют задания. С помощью виммельбухов можно отправиться в загадочное путешествие или разгадать загадки подводного мира, оказаться на рыночной площади в Афинах. Тексты маленькие, а возможностей наблюдать, сравнивать, соревноваться много. И тут уж сами не подкачайте – вовремя найдите красивую интересную книгу на полюбившуюся юному читателю тему, и вот уже первый шаг к чтению сделан.
Я уже не раз писала о книгах французской писательницы Женевьевы Юрье, объединённых серией «Жили-были кролики». Истории о жизни и приключениях кроликов содержат такое количество иллюстраций, что просто невозможно оторваться даже взрослому человеку, а ребёнку это особенно интересно.
Новое увлечение в нашей библиотеке – создание открыток, книг-лабиринтов. Многие видели такие книжки по рассказам Л. Чарской, сказам П. Бажова, новогодним историям Н. Телешова на выставках в читальном зале библиотеки. Попробуйте и вы оживить героев вместе: делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, придумывайте диалоги, вспоминая прочитанное.
Способ № 2. Выбирайте красивые книги. Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребёнка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребёнку не придётся напоминать о чтении. И эти утверждения проверены многолетним библиотечным опытом – красивая книга с иллюстрациями, схемами, картами привлекает детей и вызывает желание читать.
Способ № 3. Добавьте к бумажной книге аудиокнигу. Кто сказал, что аудиокнига – не чтение? Слышать, как кто-то чётко и с выражением читает книгу – отличный способ показать ребёнку, как надо читать, это сформирует полезный навык.
Способ № 4. Задавайте вопросы. Они улучшают понимание текста и приносят удовольствие. Кому интересно просто прочитать книгу и даже не поделиться впечатлениями? Рассуждайте о героях, кто и как поступил, почему, что может произойти дальше, что бы ваш ребёнок делал в подобной ситуации?
Способ № 5. Ходите вместе в библиотеку, в книжный магазин. Выбирайте не торопясь, смотрите аннотации, спрашивайте библиотекарей. Ориентиром может быть количество прочтений на листке возврата, а может быть, вы с ребёнком будете её первым читателем. Сделайте в книгу закладку – напишите, почему она вам понравилась. Это будет ваше послание неизвестному читателю. Пройдёт время, и вы поймете, что вместе читали одну и ту же книгу! Поверьте, это здорово!
А вот о друзьях-читателях и их читательских формулярах мы расскажем в следующих выпусках газеты.
Фото: Совместное чтение и обсуждение книг сближает родителей и ребёнка. Проверено временем!
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Записала в свое время детей в библиотеку ,завели карту читателя. Но приучала их читать оставляя в читальном зале . На час например , я сижу читаю и они читают , вот и приучились . Но это надо делать с 1 класса ,когда дети маленькие ,потом сами ходили ,брали книги и читали уже дома . Конечно современные дети при наличии гаджетов читают меньше ,чем мы в своё время,но все же приучать к чтению надо обязательно . Это и грамотность в письме ,и повышает интеллект ,и развивает речь .
Ваш комментарий -это отличный совет для родителей! И,наверное,в семьях,где дозируют пользование гаджетами,у детей найдётся время и на чтение.Замечали,что и во дворах домов дети тоже мало тусят. Раньше проблема была домой загнать,а сейчас проблема выпихнуть во двор.У каждой эпохи свои приоритеты,но книга останется навсегда не проходящей ценностью.
В гаджетах тоже читают.
Николай писал(а): :
Да хоть где,лишь бы читали!