Откровенный разговор
Продолжительное время я не практикую в школе, но оттого не перестала живо интересоваться проблемами, связанными с развитием и преподаванием русского языка. Прочитав статью О. Нифонтовой «Сдаём без боя», я услышала боль и ощутила горечь и дискомфорт автора, выступающего против проникновения в наш язык иностранных слов.
С одной стороны, было бы интересно вступить в полемику и представить убедительные аргументы в пользу развития языка как живого организма. Напомнить о заимствовании слов в эпохальные периоды нашей истории (к примеру, петровскую эпоху называют варваризацией языка). Выразить мнение о произошедшем в конце 80-х и начале 90-х гг. прошлого века лингвистическом взрыве. Показать обрусение слов в связи с отсутствием аналогов в языке существующих реалий (подтверждением может служить пушкинское: «Но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет…»). Как всякий живой организм, язык быстро и гибко реагирует на происходящее и отсеивает всё наносное, отделяя зёрна от плевел. Невозможно не доверять Белинскому, сказавшему, что «у языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух».
С другой стороны, меня в большей степени тревожит другая языковая ситуация, точнее, процесс, происходящий в языке на наших глазах, – жаргонизация и вульгаризация речи, одна из составляющих третьей варваризации русского языка. Настораживает эстетизация блатного фольклора и пропаганда криминального жаргона. Практически на каждом канале идут сериалы с криминальной тематикой, где герои общаются на уголовном жаргоне, причём не только преступные элементы, но и так называемые положительные герои. А недавно наблюдала такую картину: идут младшие школьницы и распевают: «О, боже, какой мужчина! Я хочу от тебя сына! И я хочу от тебя дочку! И точка!» Действительно, дошли до точки, вернее, до ручки! Детских песен нет. Наши дети слушают и поют то, что выдаёт поп-культура. А она не всегда хорошего качества.
Сегодня сквернословие чувствует себя свободно. Если в семье нет табу на нецензурную брань, ребёнок несёт её в общество. Он становится заложником в этих обстоятельствах. Ну а если руководитель позволяет себе нецензурно выражаться на совещании или при разговоре с подчинённым, разве может это оставаться безнаказанным?!
«Язык – сверхтонкий барометр состояния души народа», – утверждает известный российский кинорежиссёр Владимир Бортко. Так значит, не «язык болеет и ломается в народе», как считал Иван Бунин, а души наши. А если болит душа, значит, она жива и ищет исцеления. Божьим словом. Классической музыкой. Шедеврами изобразительного искусства. Испытанными временем прозой и стихотворениями. Общением с мудрыми и гуманными людьми. Созерцанием природы.
Людмила АХМЕТШИНА, руководитель филиала ИРО.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
«Язык – сверхтонкий барометр состояния души народа»,
Ну а что вы хотели слышать в воровском государстве? Бандюк на бандюке и если не во власти то тянет за ниточки кокого – нибудь политикана…. Рассея 21 век… это не 19 век… женщин уже не ищут, а если и ищут то совсем для другого )))
Общее количество заключенных в России на сентябрь составило — 1 млн 66 тысяч или 735 на сто тысяч населения. Таким образом, наша страна пока остается на первом по относительному количеству заключенных.Всего в мире 8 миллионов заключенных. Одна восьмая всего тюремного населения на Земле сидит в наших пенитенциарных учреждениях, при том, что россияне составляют лишь сороковую часть человечества. Каждый четвертый взрослый мужчина в нашей стране — бывший заключенный. По оценке, зам. нач. ГУИН А.И Зубкова, это каждый третий взрослый мужчина.
На каком другом языке должны говорить эти люди? В чём опасения автора, нормальные слова, краткие, но тем не менее чётко определяющие суть. Гнилой базар, дуру гнать, динамить- нормальные слова, вот мат-это действительно плохо.
Нужно следить за своими детьми . Вот и все.
У соседа, бывает, полиционеры шашлыки жарят, так у них музыка блатняк включена.
В 9 классе классно — обобщающий контроль проходил. Родителям учащихся раздали анкеты, и вот большинство родителей выразили недовольство, что их дети матерятся. На родительском собрании завуч и говорит «вы думаете, что это мы научили ваших детей материться?» Получается никому не нравится что сквернословят, однако предпочитают перепираться, выясняя кто виноват, а не предлагая что то конкретное для борьбы.
Борьбу ежедневную , даже ежечасную за чистоту русского языка надо вести, прежде всего в семейном кругу,школе, средствах массовой информации. На мой взгляд, нужна определённая цензура программ транслируемых разными телеканалами, Интернета с дальнейшими штрафными санкциями — пусть сначала подумают прежде чем сказать или показать. Что касается статистики количества заключённых в России, то ещё Марк Твен говорил:» Что есть маленькая ложь, большая неправда и статистика». Не может быть, чтобы при численности мужского населения в 65,78 млн.(10 млн.-дети)17 миллионов бывшие заключённые.
В России есть такие территории, в которых, если ты не сидел, то ты не мужик, например, Владимирская обл. Так, что ничего сверхнеобычного я не вижу.
для большинства детей мат – признак взрослости («вот я как умею!») материться начинают в среде сверстников, привыкая к такому способу общения. взрослые слышат, но не реагируют (речь не только о родителях и учителях, но и о «просто прохожих») так закрепляются данные слова в активном словаре. кто виноват?