Илья ЗЫРЯНОВ
С наступлением лета всё больше людей проводит время на улицах. Многие катаются на роликовых коньках, скейтбордах и более скоростных электросамокатах, гироскутерах, сигвеях, моноколёсах и тому подобном. Развлечения эти травмоопасны и могут привести к печальным последствиям, если пренебрегать установленными правилами. О них нам рассказал временно исполняющий обязанности начальника ГИБДД А.А. Голубев.
– Начну с того, что средства индивидуальной мобильности (СИМ – прим. ред.), в том числе электрические, не являются транспортными средствами, – говорит Алексей Александрович. – Участники дорожного движения, пользующиеся ими, подчиняются правилам для пешеходов.
– Но ведь некоторые электросамокаты схожи по характеристикам с мопедами, а те являются транспортными средствами. Почему для этих видов техники разные правила?
– С точки зрения законодательства, электросамокат эквивалентен мопеду, если мощность его двигателя превышает 250 ватт или 0,34 лошадиных силы. Иными словами, владелец столь мощной техники должен иметь водительское удостоверение с «открытой» категорией M. В таком случае действуют предписания и запреты, которые регулируются разделом 24 ПДД РФ для мопедов. К примеру, во время езды на электросамокате запрещено отпускать руль – хотя бы одной рукой его необходимо удерживать. Воспрещается перевозить детей в возрасте до семи лет и любых пассажиров, если устройство одноместное. Водитель такого электросамоката обязан ездить в застёгнутом шлеме, перед пешеходным переходом спешиваться. Кроме того, ему запрещено буксировать другой электрический самокат.
От мощности двигателя зависит и размер штрафа в случае нарушения правил дорожного движения. Если она превышает указанную, то к нарушителю могут применить санкции, предусмотренные главой 12 КоАП, как для обычных водителей, включая эвакуацию транспортного средства на штрафстоянку по статье 27.13. Если же речь идёт о маломощной модели, то её водитель считается пешеходом, и максимальный штраф за нарушение правил дорожного движения составляет 1500 рублей по статье 12.30 КоАП.
– А есть ли возрастные ограничения по управлению электросамокатами?
– Минимальный возраст – семь лет. Такое ограничение предложил ввести глава ГИБДД России Михаил Черников в связи с участившимися случаями дорожных аварий с участием электросамокатов. Производители указывают рекомендованный возраст исходя из технических характеристик моделей. Вместе с тем с детьми семи-тринадцати лет нужно заранее обговорить важные моменты использования таких средств передвижения, в первую очередь, основные положения правил дорожного движения, объяснить преимущество пешеходов в жилых зонах на тротуарах. Дети могут кататься только под присмотром родителей, выезд на проезжую часть или обочину им запрещён. Пересекать дорогу можно только в специально оборудованных местах.
– Владельцы маломощных средств индивидуальной мобильности тоже обязаны спешиваться на пешеходных переходах?
– Нет. Достаточно снизить скорость до пешеходной. Отмечу, что сигнал светофора в виде силуэта велосипеда или пешехода теперь относится и к владельцам СИМ. Но если электросамокатчики или велосипедисты создают помехи пешеходам на тротуаре либо представляют для них опасность, то они обязаны спешиваться.
– Какие ещё правила необходимо помнить?
– Недавно появился прямой запрет вождения электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в том числе после приёма лекарств. В жилой зоне электросамокатчики имеют право ездить везде, а водители машин обязаны уступать им дорогу. Но и владельцы СИМ не должны создавать необоснованные помехи автомобилям. Лица старше 14 лет могут двигаться по дорогам – так же, как велосипедисты. По проезжей части ехать можно только с краю, в один ряд и в сторону движения транспортного потока. В тёмное время суток рекомендуется надевать светоотражающие жилеты или иметь иные предметы, обеспечивающие видимость другими участниками дорожного движения.
– Известны ли ДТП или случаи травматизма при использовании СИМ на нашей территории?
– Подобный факт имел место в октябре 2021 года на автодороге Камышлов-Ирбит возле Галкинского. Водитель автомобиля в тёмное время суток допустил наезд на электросамокатчика. Тот двигался в попутном направлении посередине проезжей части без светоотражающих элементов. В результате ДТП он погиб до приезда скорой помощи.
Чтобы минимизировать риск таких инцидентов, обращаюсь к родителям: проведите дома с детьми беседы о безопасном поведении на улице. А водителям транспортных средств настоятельно рекомендую быть внимательнее к пешеходам, особенно к маленьким, чьё поведение на дороге бывает непредсказуемым.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Анатолий Смертин – один из первых владельцев электросамокатов в нашем городе. Сейчас эти средства передвижения настолько популярны, что заставили законодателей пересмотреть правила дорожного движения.
© Редакция газеты «Камышловские известия»