Трудовые династии
Далёкий 1941 год. Идёт Великая Отечественная война. Важнейшая задача – сохранить производственные силы страны, без которых не одержать победу в борьбе с фашистской Германией. Поэтому заводы и фабрики эвакуируют в Поволжье, Среднюю Азию и, конечно же, на Урал (Свердловская область приняла 212 предприятий). Так в Камышлове появился завод «Урализолятор» (Ленинградский «Пролетарий»), а вместе с ним и люди.
С тех пор на предприятии зародилось много династий. Одна из них Прибыш-Спитченко, общий стаж работы на УИЗе которых – 161 год. Давайте вместе окунёмся в историю, послушав рассказ Н.Я. Спитченко – дочери основателей династии Таисии Фёдоровны и Якова Ивановича Прибышей.
– В августе 41-го нас эшелоном вместе с заводом привезли в Камышлов. Мне тогда семь лет было. Отец на фронте, а нас с матерью направили в Чикунову. В январе, когда завод был готов к работе, мать попросила цыган привезти нас на лошадях в город. Поселились в бараке вместе с другой семьёй. Тяжело приходилось, но тогда все так жили. В 45-м вернулся отец и тоже пошёл на завод – начальником караула. Здоровье на войне он подорвал, поэтому вскоре перевёлся в цех мастером.
Годы шли. Надежде Яковлевне исполнилось 16 лет. К этому времени Таисия Фёдоровна была уже на группе инвалидности, Яков Иванович часто болел. Туго семье приходилось. Тогда девушка попросилась на завод сверловщицей, где непрерывно работала 44 года.
– Я «Урализолятору» очень признательна, – продолжает Надежда Яковлевна. – Это был мой второй дом. На работу я не шла, а бежала. Здесь меня и вырастили, и выучили, и замуж отдали за Владимира, он слесарем в цехе полуфабрикатов работал. Звали меня на другие предприятия, но не могла я завод предать.
У Надежды и Владимира родился сын Сергей. С детства они брали его на завод. Ребёнок видел, как работают родители, интересовался, как и из чего делают фарфор. Постепенно мальчик вник в производственный процесс и даже стал выполнять мелкую работу.
– Конечно, в семье всегда велись разговоры о заводе, – вспоминает Сергей Владимирович, – а играл я дома маленькими изоляторами! И игры эти были отнюдь не скучными. Помню, как весело Новый год в доме культуры встречали. К маме с папой часто на завод бегал, интересно мне здесь было, и даже полгода перед армией поработать успел. Вернулся после службы, в восьмидесятых ушёл на швейную фабрику слесарем, познакомился там с будущей супругой Людмилой. Судьба, видимо, такая была. Но «Урализолятор» оказался роднее, и в 89-м я снова пришёл сюда, уже оправщиком, а жена чуть позже лаборантом.
Вот уже 25 лет С.В. Спитченко работает в цехе полуфабрикатов оправщиком керамических изделий, он придаёт форму изоляторам из заготовок.
Вместе с начальником цеха № 2 С.В. Милиной подошли к станку. Сергей Владимирович не обращает на нас внимания – некогда. За несколько минут ему нужно из глиняной массы выточить идеально ровный изолятор, а это требует сосредоточенности и ловкости.
– Сергей работает качественно, и подменит, если надо, и в выходные выйдет, а главное производительность труда у него высокая, – говорит Светлана Викторовна, наблюдая за работой оправщика. – Всё от человека зависит. Один выточит изделие, но плохо его протрет, из-за этого сколы могут появиться, другой всё сделает ответственно, и проблем на последующих этапах не возникает.
Наблюдаю, как оправщик берёт заготовку, устанавливает её на крутящуюся основу и включает резцы, которые и придают нужную форму. Но некоторые операции приходится выполнять вручную с помощью специальных инструментов. И делает он это ловко и точно.
Выточив изолятор, оправщик наконец-то уделяет нам пару минут. Оказалось, на «Уралзиоляторе» работают и другие родственники Сергея Владимировича. Вот только дети не пошли по стопам родителей.
– Старшая дочь Марина пять лет была бухгалтером, но решила, что завод – это не её. Сын пошёл в машинисты. А нам с женой нравится здесь. Хотя времена меняются. Раньше человек приходил, его на учёбу отправляли, и в то же время он на практике изучал весь процесс изготовления изоляторов, теперь же образование получил, пришёл, а оказалось, что теория-то с реальностью расходятся. Да и интересуются первым делом, сколько мы получаем. Поменялись ценности у людей… А мне за завод тревожно, сами знаете, тяжело нынче живём.
Елена МАРКОВА
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»