Американский активист Норман Кюнк много лет помогает людям с особенностями развития. Он говорит о том, что люди по своей природе равны и должны взаимно уважать права друг друга. В последнее время и в нашей стране стали активно заниматься проблемой интеграции инвалидов в общество.
Пока я училась в Баранниковской школе, нередко встречала детей с особенностями развития в других школах. Но не задумывалась, каково живётся таким ребятам, что они чувствуют и как относятся к жизни.
Летом во Всероссийский детский центр «Орлёнок» приехали слабовидящие и слабослышащие дети. Для них организовали занятия, направленные на развитие мелкой моторики, проявление творческих способностей и возможности взаимодействия друг с другом и с окружающей средой. Мне удалось понаблюдать за ними со стороны и пообщаться.
У тринадцатилетней Ангелины с детства проблемы со зрением, но это не мешает ей наслаждаться жизнью. Вместе с отцом она рисует корабли и лепит из глины. Ангелина настороженно относится к новым знакомствам, но улыбается, когда предлагаю ей порисовать вместе. Говорит, что не любит, когда её жалеют. Гораздо приятнее, когда люди поддерживают творческие начинания и помогают учиться новому.
Руслану повезло меньше. Он с рождения слепой. Но зато у мальчика отлично развиты слух и чувство ритма. Даже когда не звучит музыка, Руслан любит танцевать. Он улыбается, переставляя ноги и разводя руки И ничуть не стесняется людей, ведь ему так нравится танцевать.
Глухие и слабослышащие дети «говорят» только на языке жестов. Но им тоже хочется взаимодействовать с людьми и общаться на разные темы. Помогает осуществить это сурдопереводчица Анастасия Коваленко, которая сама слышит только благодаря специальному аппарату. Девочки-подростки стесняются разговаривать по одной. Когда собираются вместе, делятся впечатлениями: как им нравятся море и красивые пейзажи, какие доброжелательные люди вокруг, как весело и интересно общаться. Пусть рассказ и состоит из одних только движений, но он полон эмоций и искренних улыбок.
Я поняла, что эти дети совсем не хотят повышенного внимания к себе и особенного отношения. Им нужна поддержка, а не жалость. Хуже жалости может быть только «тыканье пальцем» со стороны сверстников. Здоровые дети должны научиться принимать детей с особенностями развития такими, какие они есть. Очень важно, чтобы в каждой семье воспитывалось толерантное отношение к тем, кто отличается.
Дети, с которыми я общалась, активные, добрые и жизнерадостные. У них нет свободной минуты, чтобы плакать или грустить. А часто бывает так, что здоровые люди вместо того, чтобы реализовать себя, жалуются по пустякам. Хотя жизнь предлагает им столько возможностей!
Евгения ПОСТНЫХ, студентка журфака УрФУ
© Редакция газеты «Камышловские известия»