Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Про гостиный двор и городские порядки
25 июня 2018, 16:00

Про гостиный двор и городские порядки



Как строился наш город во времена стародавние? Оказывается, правила существовали для этого жёсткие, и генплан застройки соблюдался строго. Всё же, вероятно, и двести лет назад, как и сегодня, бюрократических проволочек было предостаточно. И нарушений тоже хватало, о чём свидетельствуют архивные документы, обработанные Игорем Васильевичем Балыбердиным. Если прочитать их внимательно, не торопясь, за старыми и не так просто читаемыми строками встают вполне «живые» образы…

Только пять улиц

Вначале хочу привести цитату из генплана Камышлова 1802 года: «Город должен иметь прямые улицы». Но улиц в городе было мало, и только пять из них имели названия: Набережная, Покровская, Торговая, Пышминская и Земляная. Остальные пока были под номерами.

По случаю ярмарок указано было назначить к постройке гостиный двор с временными балаганами

Застраивать улицы следовало деревянными домами на каменных жилых погребах, на каменных фундаментах и без них. Все сооружения должны были строго соответствовать красным линиям и выходить фасадами на улицу.

Однако в этом плане более двухсотлетней давности нет ни слова о строительстве гостиного двора. В газете «Камышловские известия» от 31 марта 2018 года на странице «Край родной» в статье «Приговор городского общества» приведён текст письма Камышловского городского старосты купца Денисова пермскому губернскому землемеру о составлении плана города Камышлова, датированное 1837 годом. Но это не первое письмо такого содержания, написанное Камышловским городским старостой пермскому землемеру. Есть письмо примерно такого же содержания, датированное 30 сентября 1834 года. Он писал: «По рассмотрении при делах моих на город Камышлов плана нужным оказалось: на существующей ныне Торговой площади внутри города, по случаю бываемых двух в году ярмарок для помещения приезжающих торговцев назначить к постройке гостиный двор с соразмерным около оного количеством временных балаганов…».

В этих же письмах была просьба убрать с берега Пышмы старые строения и огороды, «безобразящие вид города».

«Деревянный» город

Почему я остановился на двух пунктах этих писем? Дело в том, что каменный гостиный двор был построен в 1878 году. Понадобилось почти 45 лет, чтобы согласовать этот вопрос. На фотографии 1870 года хорошо видны старые строения, «безобразящие» город. Более 30 лет велась переписка о том, чтобы убрать эти строения, а они всё стоят на берегу Пышмы.

Может быть, современному выполнению этих пунктов «приговора» Камышловского городского общества помешало бедствие, постигшее Камышлов 24-26 апреля 1847 года? В эти дни в городе был большой пожар, который уничтожил третью часть деревянных построек города, в том числе более ста жилых домов. Судя по справке из государственного архива Свердловской области, «в 1836 году в Камышлове было 400 деревянных обывательских домов и ветхий деревянный гостиный двор. Кроме этого, в городе было семь каменных зданий: земский суд, городская больница, два питейных дома, два обывательских (частных) дома и Покровский собор».

По сути, город был деревянным.

Такие «вредные» крестьяне

После этого страшного пожара 1847 года Камышловский городской староста купец Серебряков обратился в Ирбитскую городскую Думу с «донесением», в котором изложил свои предложения о восстановлении Камышлова. Приведём почти полностью текст этого документа.

«…При вопросе об отводе места под постройку домов приличным считаю представить, что большую улицу вместо сгоревших домов теперь бы случай застраивать порядочными домами; и для того отводить в ней места таким домохозяевам, которые могут выстроить дома по крайней мере не менее как о пяти и семи окнах, ибо некоторыя прежния дома старинной постройки, и особенно крестьянския, безобразили город.

Читайте также:  Первый юбилейный

В рассуждении крестьян, живущих в Камышлове, коих ныне дома сгорели, а других остались, за нужное считаю объяснить, что эти крестьяне в числе около 200 душ, принадлежащих управлениями и податями Закамышловской волости, и наделённых там для хлебопашества и сенокосов казёнными землями, не должны бы были выстраиваться вторично в городе, если не будут перечислены в мещане; ибо они городу в настоящем их состоянии не только не полезны, но большею частию вредны; потому что личные их в городе выгоды, больше нежели двойные противу мещан всеми городскими жителями. По нижеследующим причинам.

А. Крестьяне, имея в Закамышловской волости пашни, покосы и все по крестьянскому состоянию удобства и приволья, вместе с тем имеют на городской земле великое противу прочих городских обывателей скотоводство; вытравляют одни почти своею скотиною выпуск, и тогда как подножный корм вытравили в ней, лошадей своих отпускают в загородки, называемые ретками, при полях своих; осенью и зимою с такого приволья прокормление скота им ничего не стоит до будущего лета; потому, что они имеют всё собственное с земель своих, между тем как городские обыватели, всего этого не имея, содержат скота своего покупкою фуража на рынках.

Б. Эти крестьяне имеют на городской земле овины для сушки хлебов и гумна, то есть загороди около овинов, наполненныя множеством снопов и соломы. Загородки, с соломой и овинами, кроме стеснения, в несчастных случаях опасны для всего города.

В. В несчастных случаях опасность велика даже и от домов крестьянских; потому, что они кроются по бересту драницами, пригоны – соломою. Сверх того они при домах имеют в зимнее время до самого июля большия количества сена, которые перевозят с своих покосов; между тем как прочие жители запасов не имеют и сено покупают малыми количествами с рынку.

Большой пожар в 1847 году уничтожил третью часть деревянных построек, более ста жилых домов

Г. Кроме объяснённых причин, служащих ко вреду вообще городским жителям от крестьян, заселившихся домами в Камышлове, они, эти крестьяне, вредны мещанам и торговле. Потому, что они под видом крестьянских произведений и домашних изделий торгуют в городе на рынках разными мещанскими товарами и съестными припасами, всегда перекупленными. В обиду мещанам, в чём учесть их при собственном хлебопашестве и скотоводстве почти совсем невозможно. А потому о крестьянах, живущих в Камышлове, не благоугодно ли будет городской Думе сделать свои распоряжения и о том, должны ли они вновь строиться в городе, или переселятся в свою волость, на том войти с представлением к Его Превосходительству господину начальнику губернии».

Игорь БАЛЫБЕРДИН, по материалам областного архива
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Застраивать улицы следовало деревянными домами на каменных жилых погребах, на каменных фундаментах и без них. Сохранились они и до наших дней.

Кстати

В то время в Камышлове не было ни городской Думы, ни городской и земской Управ, а был городской староста, который все городские дела решал через Ирбитскую городскую Думу.

18 октября 1854 года в Камышлове была учреждена городская Дума, в её состав входили четыре человека: городской голова, два гласных (один от купцов, другой от мещан) и секретарь. Первым городским головой был избран купец И.П. Соколов.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.