Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Редакция и типография: весь век бок о бок
13 января 2019, 12:00

Редакция и типография: весь век бок о бок



Интересно, кто сегодня из тех, кому меньше, к примеру, тридцати, знает значение слов: литера, матрица, гранки, линотип, метранпаж? Ну матрицу-то, пожалуй, вспомнят, и то голливудскую. А вот печатную – вряд ли. Хотя и тридцати лет не прошло, как большие типографские машины-линотипы заменил компьютер, и редкие профессии линотипист, метранпаж ушли в историю. А ещё лет через тридцать о них, возможно, и совсем забудут.

Предлагаю вспомнить о них в канун нашего профессионального праздника – Дня российской печати. В этом году даты некруглые – 456 лет со дня выхода первой книги «Апостол» первопечатника Ивана Фёдорова, 316 лет первому номеру газеты «Ведомости». Ближе к нам: 101 год газете «Камышловские известия», более 100 лет Камышловской типографии, которые трудятся бок о бок все эти годы.

Осталось прежним главное правило: что бы ни случилось, газета к читателю придёт вовремя
Техника дошла до того, что макет свёрстанной газеты типография получает по электронной почте за считанные мгновения. Расстояние между написанным и напечатанным резко сократилось. Труд и журналистов, и типографских работников стал гораздо легче именно с технической стороны. Зато как было раньше интересно – производство любой печатной продукции напоминало работу фабрики или завода, да и по объёмам им не уступало.

Под «музыку» линотипа*

Когда-то, ещё не так давно, слово отливали в металле. В нашей типографии стояли три огромные машины, с клавиатурой как у пишущей машинки, работали на них несколько человек в две смены. Линотипист набирал текст, или даже «варил» его, потому что внутри машины «кипел» в котле типографский «суп» – сплав свинца, олова и сурьмы. Каждая клавиша «рождала» буковку. Матрицы, падая из специального магазина, складывались в строку, тут же отливались в металле, чтобы позже вернуться на исходные места и вновь собраться, уже в следующую строку. Поэтому все, кто работал в типографии в 70-80-е годы, вспоминают о шуме машин, постоянном пощёлкивании – звуке падающих в верстатку матриц.

– Я очень любила свою работу, всегда шла в типографию с удовольствием, – рассказывает Т.И. Кремлёва.

Она говорит о своей работе на линотипе, а я пытаюсь представить, как действовал этот сложный агрегат, как составляли тяжёлые гранки из отлитых строк, и далее всё шло по «конвейеру», пока готовая полоса не появится на свет. Так что для печатников выражение «горячая пресса» не красное словцо, а обычные профессиональные будни.

Татьяна Ивановна – опытный линотипист, больше 20 лет проработала на этих сложных машинах, осваивала новые механизмы, наставляла молодёжь. А профессия эта, между тем, была одной из самых вредных. В Камышловскую типографию она пришла совсем молоденькой, но уже с четвёртым разрядом линотиписта. Поэтому на работу взяли сразу.

Читайте также:  Делаем общее дело

– Многие даже не представляют, какой это сложный механизм – типографская работа, – говорит она. – Сколько я набрала бланков, инструкций, не говоря уже о газетных полосах! Набрав текст, мы отправляли его метранпажу, который «кроил» полосу так, как было указано в макете. После вёрстки оттиск несли корректору – и обратно мне, исправлять ошибки, если были допущены. Очень пригодилось педагогическое образование (закончила педучилище), я благодарна преподавателям русского языка и своей школьной учительнице, которые научили грамотно писать, видеть ошибки в текстах. И тогда, и сейчас, когда работаю в редакции, верстаю приложение «Муниципальный вестник», иногда заменяю наборщика, корректора. Компьютер может многое, но человек знает и умеет больше.

В новом формате

Всё изменилось в начале 90-х, когда на смену высокой печати пришла офсетная. Первой компьютерную вёрстку начинала Н.В. Рякина, которая до того работала корректором.

– Это был конец 1993 года, – вспоминает Наталья Валерьевна. – Помню самый первый номер нашей газеты, который сверстала на компьютере, на первой полосе была фотография с берёзками. Учились работать по-новому сами, методом проб и ошибок.

Наталья Валерьевна продолжает династию, в типографию её после школы привела мама, С.Н. Романюк. Светлана Никоновна – одна из тех работниц типографии, о которых все вспоминают как о специалисте высочайшего класса – метранпаже, верстальщице, монтажисте.

Н.В. Рякина овладела вёрсткой любых форматов, использует многочисленные технические возможности, освоила разные технологии и программы. Она и корректор, и наборщик, и верстальщик. В 90-е научилась сама и научила коллег работать в новом формате.

Тогда приходилось нелегко, оставались до тех пор, пока не примут все газеты из редакций. Такая была работа: газету подписчики должны были получить точно в срок.

Многое изменилось: названия, скорости, технологии. Впрочем, принцип действия сохранился и сейчас – над полосами газет и любой печатной продукцией работают, помимо журналистов и редакторов, всё те же верстальщики, корректоры. Осталось прежним главное правило: что бы ни случилось, газета к читателю придёт вовремя.

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Наталья Валерьевна Рякина и Татьяна Ивановна Кремлёва.

* Линотип – строкоотливной наборный аппарат, изобретённый в 1884 году американским инженером Отмаром Мергенталером.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. ljudmila:

    Редакцию и типографию с их профессиональным праздником! Стабильной работы,стабильной зарплаты!
    А какой же праздник прессы в мае ещё есть?

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.