Литературный четверг
Каждый год с нетерпением жду выступления нашего камышловского театра «Чемодан», что при ЦКиД. В этот раз нам предложили посмотреть спектакль-сказку Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Не скрою, было у меня некоторое опасение. Мне казалось, что сказку эту не нужно инсценировать, она и так хороша в исполнении самого Леонида Филатова, а костюмы, декорации «заслонят» этот великолепный текст, «загородят» и скроют все нюансы тонкого юмора, иронии и сатиры.
И вот день спектакля настал. Мы в зрительном зале. Сцена не перегружена декорациями. Ее лаконичное убранство настраивает на новое, современное прочтение знакомого произведения. Яркие, желтые кулисы образуют рамку с элементами древнерусского орнамента. В глубине сцены парит облако-остров с домами и теремами, неким типичным сказочно-былинным селением.
В спектакле, наряду с актерами, играли, жили, преображались на сцене три объекта – сбитые из штакетника заборы. Но это на первый взгляд, на самом деле это многозначный символ. Символ раздора, конфликта, сплетен и кривотолков, любопытства и непонимания. Объекты эти, талантливо сработанные бутафорами-декораторами, сыграли роль и трона, и темницы, и терема и много еще чего.
Вот с дружной песней появляются герои сказки – это народ: мужики и бабы в простых холщовых рубахах, штанах, скромно отделанных узором, все в лаптях. Пока никто не выделяется из общей массы. Но стоит герою надеть шапку, как мы понимаем, кто это: вот сам Стрелец, а вот Царь в короне, вот Нянька, вот Генерал. Удивительная деталь костюма, объединяющая всех – деревянная ложка, привязанная к правой руке каждого. Какова роль этой детали? На что намек? На основную деятельность всех: и положительных, и отрицательных. Режиссер спектакля Е.А. Кочнева объясняет: «Ложка – символ тех, кто возле власти. Символ прихлебателя. Кому-то достаются крохи, а у кого-то она полна до краев. Эта же ложка служит музыкальным инструментом. То дудочка, то ударный. Она же намекает на оружие…».
Находки с переодеванием головных уборов, с ложками, декорациями определили жанр действия. Режиссеры назвали свое творение скоморошиной. Актеры не играют роли, а «прикидываются», притворяются тем, кого изображают. Это шутка, намек на человеческие недостатки, на нравы, царящие в обществе. Типажи только условно названы Царём, Генералом и т.д. На самом деле это те, кто наделен властью, кто приспосабливается к ней, кто сомневается или подлаживается, и они, к сожалению, не только в сказках живут. Режиссерам и актерам удалось донести до зрителя мораль произведения. В этом сила спектакля.
Хочу назвать еще одну находку постановщиков – речевой хор. Поясню, что это такое. Кто смотрел спектакль, тот не мог не заметить, как из речи одного героя хор выхватывает какую-то одну мысль и повторяет ее то шепотом, то громко и гневно, то с издевкой. Как в печатном тексте мы подчеркиваем важную мысль, выделяем каким-то цветом, шрифтом, а на сцене это делалось хором. Выразительно, ярко, эмоционально, и зрителям понятно.
В спектакле прозвучали народные песни и их имитация. «Во кузнице кузнецы», «Как служил я у попа» и др., использовались фрагменты народных обрядовых игр, хороводов. Все четко, на профессиональном уровне. Молодцы, не разочаровали. А ведь актеры-то не профессионалы, но как играют, тексты знают отлично, артистичны, обаятельны. Многих узнаем в лицо: Марину Солдатову, Жанну Никулину, Виктора Чепелева, Александра Лаптева, Александра Шемякина. С закрытыми глазами можно определить голос Светланы Булатовой.
Общаясь с теми, кто смотрел спектакль, интересуюсь, что понравилось. Все отмечают игру Максима Святых – Царь из него получился отличный, Виктора Чепелева – генерала, Александра Лаптева, именно он в конце спектакля примеряет на себя корону свергнутого царя. Невозможно не похвалить Константина Кравченко. Молодой человек владеет мастерством перевоплощения. Хороши два молодца Тит Кузьмич и Фрол Фомич – Дмитрий Горбенко, Данил Чикунов.
Все действующие лица сказали хоть по одной реплике, все были оригинальны, жили спектаклем. Их можно назвать самоотверженными героями. Оставив дела, детей, отказавшись от отдыха, по 4 часа в день репетировали они. Мы специально помещаем здесь программу, чтобы, прочитав ее, люди узнали: есть в Камышлове театр, и в нем наши артисты. А спасибо за театр надо говорить талантливым режиссерам Марине Каневой и Евгении Кочневой. Об их неустанной, вдохновенной работе рассказ впереди.
Елена ФЛЯГИНА.
Фото Андрея Зайкова.
Кстати
Театр существует 6 лет. Основной состав – 20 человек. Первым спектаклем, предложенным камышловцам, был «Лисистрата» (автор Л. Филатов, режиссер Наталья Кашина). Затем уже режиссерами М. Каневой и Е. Кочневой были поставлены спектакли по произведениям Н.В. Гоголя, пьесе В. Розова «Вечно живые», «Голая правда» по произведениям М. Зощенко, «Такие разные люди» по А.П. Чехову. В 2012 году с рождественской сказкой «Школа снеговиков» театр выезжал в Талицу.
В 2012 году театр «Чемодан» стал дипломантом III Всероссийского фестиваля сельских театров «Встречи в провинции» в г. Вичуга Ивановской области. Диплом был вручен за художественно-образное решение.
© Редакция газеты «Камышловские известия»