Заметки краеведа
В газете «Камышловские известия» от 23 декабря 2014 года в статье «О земских врачах» автор рассказал о начале в 1871 году земской медицины в Камышловском уезде. А вот с чего началась она в Камышлове?
Откроем журнал управы за 1871 год. На странице 110 в докладе № 13 по врачебной части сказано: «Под руководством врача Португалова 1 февраля 1871 года в городе Камышлове открыта земская больница на 10 кроватей в частном доме чиновника Воронина» (по улице Кирова, где в последнее время располагалась станция юных техников).
В статье «О земских врачах» автор ошибочно назвал эту больницу городской. В этом же журнале на странице 444 есть смета расходов на 1872 год по содержанию земской больницы на 10 кроватей. На странице 409 – смета расходов на 1872 год по содержанию городской больницы на 20 кроватей, а на странице 423 – смета расходов на содержание женского отделения при городской больнице на четыре кровати. Итак, в 1871 году в Камышлове были две больницы: земская на 10 кроватей и городская на 24. За отчётный период с 1 января по 15 сентября 1871 года в стационаре земской больницы лечился 91 человек, а в стационаре городской – 159.
В 1871 году в Камышлове было население немногим более двух тысяч человек, и городская больница на 24 кровати – это было немало. А вот земская больница с 10ю кроватями на 178 тысяч населения уезда – это капля в море.
Из этого же журнала узнаём, что обстановка с заболеваемостью в уезде в тот период была такова: например, в Катайской, Чернокоровской и Ильинской волостях болели холерой 99 человек, 47 из них умерли. В Клевакинской 223 жителя страдали кровавым поносом, 112 умерли. В Пышминской 473 человека болели лихорадкой. В Чермисской 121 болел натуральной оспой и т.д. В этот период в Камышловском уезде был один врач, и то не всегда. В течение 1871 года в уезде сменились четыре врача – Португалов, Рязанов, Шмонин и Талиев. Последний ещё наблюдал пациентов, лечившихся на Обуховских минводах. На весь уезд было пять фельдшеров. Это Черкасов, Шамарин, Едренкин, Григорьев и Иванов. Они и боролись с эпидемиями в уезде. Ещё были три повивальных бабки. Им было вменено в обязанность обучать своему ремеслу способных женщин на повитух.
Из журнала же можно узнать, как кормили больных. В городской больнице были три диеты. В земской – только одна. В городской на одного человека в день полагалось: при «ординарной порции» – два фунта ржаного хлеба, фунт говядины, в посты – рыба, полфунта овсяной крупы, половина кружки квашеной капусты, кружка кваса, мука для щей, соль. При «кисельной порции» – фунт белого хлеба, фунт овсяной муки, четверть фунта мёда. В земской больнице на одного человека в день полагалось два фунта хлеба крупчатки первого сорта, полфунта говядины, четверть фунта овсяной крупы, половина кринки молока, три золотника сахара, столько же масла скоромного, золотник чая, соль (фунт равен 410 граммам, золотник – 4,26 грамма).
Городская больница располагалась в пяти комнатах каменного дома, земская – в семи комнатах деревянного. Для освещения в зимнее время суток (семь месяцев в году) полагалась свеча на комнату в сутки. В смете расходов на содержание горбольницы есть графа, в которой указана дата приобретения мебели. Самое раннее – 1847 год. Поэтому можно предположить, что в 1847 году в Камышлове уже была городская больница.
Но вот удалось найти интересные сведения в Государственном архиве Свердловской области, из которых следует, что к 1837 году в Камышлове было всего семь каменных зданий. В том числе: четыре казенных дома – земский суд, городская больница, два питейных дома; два обывательских (частных) дома и общественный Покровский собор. Ещё в Камышлове было 400 деревянных обывательских домов и ветхий деревянный гостиный двор (ГАСО, ф. 198, оп. 1, дело 96, л. 15). Получается, что в 1936 году в Камышлове была городская больница, которая находилась в казённом каменном доме. А это на 35 лет раньше земской, а, может, и больше.
Игорь БАЛЫБЕРДИН
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Опечатка.
Спасибо!
Исправил.