Четверг, 23 мая 2019 12 +   Подпишись на новости «КИ»
06 декабря 2014, 12:00

Шесть неповторимых голосов



5608Музыканты и инструменты

Очень-очень тихо, почти шёпотом начинают в два голоса домры – повыше и пониже, прима и альт; тут же вступает и вторит им пара балалаек; чуть-чуть, будто вздыхая, эхом отдаётся огромная бас-балалайка. Мелодия нарастает, крепнет, главную партию ведёт домра-прима, в низком регистре вступает баян. Шесть инструментальных голосов поют, подхватывают, варьируют, рассыпаются и вновь собираются в единое целое. Эмоциональный накал музыки нарастает, достигает фортиссимо и – снова всё тише, тише, тише…

Я постаралась описать одно из выступлений ансамбля народных инструментов санатория «Обуховский». Но любые слова – лишь бледное отражение настоящей, живой народной музыки, особенно когда звучит такое вот многоголосие.
Ансамблю уже 12 лет, организован в 2002 году по инициативе директора А.Н. Макаряна и художественного руководителя В.Д. Савина. Первое время играли только аккомпанемент к выступлениям хора. А через год стали самостоятельным народным коллективом с собственным репертуаром.
Как и все народники, музыканты владеют несколькими инструментами, а в ансамбле у каждого свой голос. Давайте познакомимся с ними поближе. Две домристки – Татьяна Прядеина (прима) и Людмила Ракульцева (альт); три балалаечника: Сергей Прядеин (прима), Марина Трифанова (секунда), Аркадий Басаранович (бас). И руководитель ансамбля, баянистка Зульфия Ильясова.
Нынешним составом выступают уже два года. «Долго сыгрывались?» – спрашиваю музыкантов. Нет, отвечают, как-то сразу пришло взаимопонимание. Что причиной? Постоянные репетиции. И большой труд, благодаря которому «подчиняется» любая сложная многоголосая мелодия.
Ансамбль – это целый организм, где в основе – полная взаимозависимость участников. Первое правило – слышать сразу все шесть голосов, и в первую очередь, конечно же, себя. Сфальшивил один – значит все. «Если ты не понимаешь, не слышишь, что играешь, какой же ты музыкант?» – почти в один голос убеждают меня собеседники.
Аркадий Степанович сравнил ансамбль с механизмом, где каждая шестерёночка должна притереться с соседними, только тогда всё заработает. А людям гораздо сложнее: у каждого свой ритм, свой настрой. При этом у каждого своя функция: мелодия, контрапункт, педаль, аккомпанемент, бас.
Заболел, к примеру, кто-то из музыкантов – и выступление всего ансамбля снимается (говорят, пробовали впятером – не то). Они понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда, даже в отпуск уходят все вместе. Обо всём рассказывают легко, просто, наперебой, весело подшучивают друг над другом. Они и на сцене такие – яркие, творческие, свободные, запоминающиеся. И я понимаю: в самом деле, единый организм.
Репертуар у ансамбля богатый и всё время расширяется и усложняется. Конечно, это известные и не очень народные мелодии, обработки современных произведений, классика. Да-да, не удивляйтесь, и Чайковский, и Шопен, и Григ. На народных инструментах можно сыграть что угодно. И музыка, заметьте, многонациональная: сейчас, например, разучивают лезгинку, в планах – молдавский танец, много современных зарубежных мелодий. Слушатели, кстати, любят известную американскую «Blue Canary» (помните знаменитый номер «Лицедеев»?). Но музыкантам ближе душевные, русские: «За окном черёмуха колышется», «Узоры луговые», «Ах вы, сени», «Выхожу один я на дорогу…». Ложками, свистульками, жалейками орнаментируют они исполнение, и знакомые мелодии звучат совершенно по-новому.
Руководитель Зульфия Ильясова абсолютно уверена в каждом:
– Коллектив у нас сыгранный, дружный, с большим потенциалом. С ним можно работать в любых направлениях.
Они любят музыку, любят свою работу и делают её с удовольствием. Тепло, с благодарностью вспоминают первого руководителя Владимира Дмитриевича Савина, которого, говорят, никто не заменит. Благодарны директору санатория за поддержку. Как, наверное, все музыканты, мечтают о новых инструментах, мечтают о том, чтобы люди не забывали, слушали народную музыку, и всё время развиваются.
Они большие профессионалы, их музыка завораживает, каждая нотка проникает в душу. Да что много говорить, приезжайте на концерт, сами послушайте.

Читайте также:  В подарок - скульптура из бумаги

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.

Три факта о народных коллективах
• В России насчитывается более 90 оркестров русских народных инструментов и большое количество ансамблей.
• На Руси ансамбли народных инструментов известны с XII века (играли на пирах, праздниках, во время погребальных обрядов; сопровождали пение, пляски). Состав был смешанный (сопели, бубны, гусли; гудок и гусли) или однородный (хоры гусельщиков, гудошников и др.). В 1870 годуН.В. Кондратьев организовал хор владимирских рожечников, в 1886 Н.И. Белобородов – оркестр хроматических гармоник, в 1887 В.В. Андреев – «Кружок любителей игры на балалайках», в 1896-м преобразованный в Великорусский оркестр.
• В.В. Андреев совместно с музыкальным мастером Ф. Пасербским разработали и создали такие инструменты, которые в группе охватывают весь диапазон от низкого до высокого регистров.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2019 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: