Вс, 15 Дек. 2019 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Школа, земский учитель, сельхозпроизводство – триединство сохранения села
03 декабря 2019, 16:00

Школа, земский учитель, сельхозпроизводство – триединство сохранения села



7-8 ноября в Белгороде прошёл IV Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа как фактор развития сельских территорий». Форум собрал 450 участников из 55 регионов страны. Делегат съезда директор Камышловского педколледжа Е.Н. Кочнева рассказывает о том, какие вопросы обсуждались на форуме.

Директор Камышловского педагогического колледжа, Почётный работник среднего профессионального образования РФ, кандидат педагогических наук Елена Николаевна Кочнева
– Елена Николаевна, на пленарном заседании выступила министр просвещения России О.Ю. Васильева. О чём говорила она педагогическому сообществу?
– Министр акцентировала внимание присутствующих на решении кадровой проблемы посредством привлечения молодых педагогов. Процент молодёжи в школах – 5,9. В этом направлении министр предлагает возрождать наставничество и увеличивать часы университетской практики, поскольку лишь 30% выпускников педспециальностей вузов в итоге преподают в школе. Для сопоставления добавлю, что ежегодно более 70% выпускников нашего колледжа трудоустраиваются в образовательных организациях. Идеи наставничества у нас реализуются через проект «Старт в будущее».

Во-вторых, речь шла о «придании» нового дыхания методическим службам, их нацеленности на постоянный профессиональный рост работающих учителей и повышение качества школьного образования. Для этого нужны, по мнению Ольги Юрьевны, правильный подход и системная работа. Третий аспект – сокращение отчётности. На федеральном уровне прорабатывается закрепление за педагогами четырёх электронных документов: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, электронные журнал и дневник. Был поднят вопрос и цифровизации образования, обеспечивающей равный доступ всех к качественному бесплатному образованию. Во многом этому способствуют платформа «Российская электронная школа» и проект «Точка роста».

В заключение О.Ю. Васильева обратила внимание участников съезда на воспитание у детей любви к труду: «…чтобы быть успешным, нужно пахать. Нужно трудиться и учиться…». Оценивая всё сказанное министром, думаю, можно констатировать, что будущее у сельских школ в России есть.

– В работе какой из площадок съезда вы участвовали?
– Целью командировки было участие во Всероссийском форуме по вопросам реализации системы мер подготовки специалистов для работы в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, с использованием портала «Земский учитель».

На площадке представлялся положительный опыт оказания мер социальной поддержки сельским учителям и школам в других регионах. Остановлюсь на некоторых примерах. Это проект «Учительский дом», в котором есть дошкольная группа, начальная школа и квартира для учителя – комплекс, позволяющий решать проблему образования. Помимо традиционного варианта подвоза детей – проект «Дети едут к учителю», существует вариант «Учитель едет к детям», который обеспечивает ведение предметов квалифицированными педагогическими кадрами и работу «узких» специалистов (психологов, логопедов). Проект «Мобильный учитель» – в постоянное пользование педагогу предоставляется автомобиль.

– Каковы перспективы проекта «Земский учитель»?
– Программа «Земский учитель» – это президентская инициатива, воплощение которой запланировано на 2020-2022 годы. Идея её – в повышении привлекательности профессии учителя, обеспечении высокого качества преподавания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, городах с населением до 50 тысяч человек. Привлечение квалифицированных учительских кадров «подкрепляется» единовременной компенсационной выплатой в размере одного миллиона рублей. На Дальнем Востоке – двух миллионов.

Участвовать в конкурсе могут учителя до 55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, которые хотели бы переехать на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо малые города и проработать не менее пяти лет в образовательной организации, предоставившей вакансию. Школа, в свою очередь, гарантирует трудоустройство и учебную нагрузку не менее 18 часов (допускается и даже приветствуется преподавание нескольких предметов).

С этой целью создан портал «Земский учитель», который начнёт работу с января 2020 года, поэтому процедуры обработки заявок и заключения трудового договора будут автоматизированы. Сроки подачи заявлений – с 10 января по 15 апреля 2020 года. Список победителей будет известен к 20 июля. Денежные выплаты начнутся с 1 сентября следующего учебного года. При этом каждый субъект РФ самостоятельно формирует объём бюджета для участия в программе (в бюджете Свердловской области в 2020 году предусмотрено финансирование 54 вакансий, в 2021-м – 48). Будем надеяться, что школы нашего города и района в ближайшее время пополнятся высококвалифицированными учителями, переехавшими из крупных городов области или других регионов.

Читайте также:  Кто сильнее: человек или сигарета?

– Сельхозпроизводители нашего района сетуют, что в школах сейчас детей не готовят к сельским рабочим профессиям. Какие предложения высказывались в этом аспекте?
– Действительно, это один из острых вопросов, поднимавшихся на съезде. Отрадно, что во многих субъектах накоплен интересный и богатый опыт. Например, открытие на базе шести сельских школ из разных регионов научно-учебных лабораторий «Агрокуб» по биотехнологии, генетике и физиологии растений, агробиотехнологии, робототехнике для агропроизводства и животноводства при поддержке региональных аграрных университетов, Фонда новых форм развития образования, РАН, сети детских технопарков «Кванториум».

Возрождаются ученические производственные бригады, реализуются дополнительные общеразвивающие программы, проводятся профпробы при непосредственном участии «заказчика», совместные опыты-исследования по сортоизучению сельхозкультур, производству экологически чистых продуктов.

Реализуются ведомственные гос­программы «Современный облик сельских территорий», в рамках которых предусмотрены сетевые проекты по подготовке кадров для сельхозпроизводителей во взаимодействии «колледж-класс». Внедряется проект «Кадры для села», основная цель которого – ориентировать учащихся на профессии в сфере сельского хозяйства при непосредственном участии региональных министерств образования и науки, АПК, аграрно-технологических университетов, техникумов.

Примеров много, основная идея – в комплексном развитии села, заинтересованности и инициативе сельхозпредприятий в формировании профильных классов, развитии материально-технической базы образовательных организаций.

– Какой практический опыт был представлен?
– Интересных примеров было немало. Совместный с вузами проект «Наука в школу» в Чувашии, «Культурный норматив школьника» в Краснодарском крае, «Формирование доброжелательного образовательного пространства» в Белгородской области, «К успеху вместе» (модель поддержки детей с невысокими образовательными результатами), создание онлайн-Школы в Пермском крае, активно развивающиеся региональные отделения Российского движения школьников, военно-патриотического общественного движения «Юнармия» и другие.

– Какие выводы вошли в резолюцию съезда?
– Резолюция подчеркнула общественную важность школьного образования на селе, ведущую роль сельского учителя как главного ресурса развития села. В связи с этим звучала задача сохранения и развития посредством комплексной системы государственной поддержки села.

– Что вам особенно запомнилось на Всероссийском форуме? Какой опыт может перенять наша территория?
– Наша площадка работала на базе образовательного комплекса, который называется «Алгоритм успеха» и располагается на улице Счастливой в посёлке Дубово´е. Это школа полного дня, где созданы условия для консультирования и самоподготовки, дополнительного образования и внеурочной деятельности, то есть обеспечена возможность занятости ребёнка до 18.00, организовано трёхразовое питание, есть огромный спортивный зал, два бассейна, стадион, просторные классы, мастерские, «зоны безопасности». Удивительно другое: только первоклассники учатся привычным для нас способом, с помощью бумажных учебников. Начиная со 2-го класса – только электронное обучение. Школе два года, в ней обучается 1280 детей. Говорить о результативности пока рано.

В целом, безусловно, представленный опыт требует осмысления, трансформации под конкретные условия, поскольку каждая территория уникальна. На мой взгляд, вышепривёденные примеры могут стать стимулом для поиска вариантов развития нашей территории, решения и наших проблем. К сожалению, работе педагогических колледжей как ресурсу восполнения учительских кадров в сельских территориях и варианту решения проблем сельских школ не уделялось должного внимания. Но уверена, что сохранение педколледжей в Свердловской области, в каждом управленческом округе способствует устранению дефицита в педагогических кадрах в детских садах и на ступени начального общего образования. Камышловский педколледж всегда открыт для взаимодействия со всеми общеобразовательными организациями и готов к инициативным предложениям.

Подготовила Галина ШИПИЦЫНА

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

© 2008-2019 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: