Музыканты и инструменты
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок…
Н. Гумилёв. Волшебная скрипка
Чем дальше я узнаю истории музыкальных инструментов, тем больше убеждаюсь: в их создании без вмешательства высших сил не обошлось. Иначе как объяснить ту красоту и гармонию, которую они воплощают и выражают? Вот скрипка. Совершенство формы и звучания, умноженное на мастерство музыканта, рождает фантастическую музыку.
Проведёшь неумелым смычком по струнам – выворачивающий душу скрип. Но стоит взять смычок скрипачу – и это уже не звук, это мелодия. Что происходит, когда к четырём струнам прикасается конский волос, прикреплённый к трости, – великая тайна. Об этом, помните, спрашивал ещё Окуджава: «как умеют эти руки эти звуки извлекать из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, из какой-то там фантазии…». Загадка, разгадать которую, наверное, невозможно, да, пожалуй, и не нужно.
Галина Евгеньевна Падерина со скрипкой не расстаётся с детства, когда они вместе с сестрой пришли в первый класс Камышловской музыкальной школы. А брали в класс скрипки только самых способных детей с отличным слухом. Много было педагогов: Поляков, Реут, Солнцев, другие. Потом музыкальное училище в Тюмени и – обратно в родную школу, где нынче начала свой сорок второй год работы. Раньше было очень много учеников, в год доходило до сорока. Сейчас 4-5, и это уже хорошо.
Как же это? Королева симфонического оркестра, без которой несколько лет назад ни один концерт невозможно было представить! Скрипка ведь не играет на самом деле. Она разговаривает, рассказывает, спрашивает и отвечает, плачет и смеётся, грустит и удивляется – ей подвластны все человеческие эмоции.
– Это единственный инструмент, который по звучанию ближе всего к человеческому голосу, – рассказала Галина Евгеньевна. – Для меня это божество. Его тембр, вибрация дают ощущение самого близкого сердцу. Два инструмента вызывают у меня мурашки – орган и скрипка. А ведь ничего особого у нас, скрипачей, нет – четыре струны и пальцы. Ты должен представить, как прозвучит звук, и только потом извлекать. Очень сложно, запросто можно сфальшивить.
Только скрипка может на одном дыхании «произносить» свою мелодию. Только скрипач, не отрывая смычка от струн, споёт о жизни и смерти, счастье и горе, любви и предательстве. Обо всём на свете.
Ещё, пожалуй, это один из самых сложных для исполнения инструментов. Огромное количество разных приёмов игры – штрихов: флажолеты, стаккато, пиццикато, рикошет…
И при этом у скрипки даже нет ладов! Всё зависит от музыканта: он играет ушами и кончиками пальцев, если буквально. Работа мозга и рук. Невероятный сплав знаний, слуха и, что поразительно, интуиции – это искусство скрипача.
Но Галина Евгеньевна об этом не задумывается, просто играет и делится мастерством с ученицами и учениками. Достаёт из футляра скрипку, чтобы показать, как это сложно и просто одновременно. Играет как дышит. Смычок вверх, смычок вниз – дыхание скрипача.
Прибегают на уроки ученицы с крошечными скрипочками-восьмушками, побольше – четвертинками. Чудно: маленькая скрипка – маленькая мелодия. Подрастут – получат большой инструмент и сыграют настоящую, большую музыку. Паганини, Баха или любимого Галиной Евгеньевной Рахманинова.
Полюбите скрипку! Пиликает и скрипит она только в руках невежд. Трепетный, бесконечный, щемящий голос инструмента не может не отзываться в сердце. Только скрипач сыграет на струнах нашей души.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
Пять фактов о скрипке:
• Датой возникновения скрипки называют XV–XVI века.
• Лучшим для её изготовления считается дерево, выросшее в горах.
• Самые известные мастера – Амати, Страдивари и Гварнери.
• В симфоническом оркестре скрипок больше, чем других инструментов.
• Ещё в XIX веке верили, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, не может великолепно играть на скрипке. Поэтому гениального Никколо Паганини обвиняли в колдовстве.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Да.играть на скрипке трудно,я сколько ни пробовал один лязг получается,все домашние по комнатам позакрывались.