Идут годы, меняются люди, решаются сложные задачи. И вот уже и наш завод достиг 50-летнего юбилея. Достиг благодаря тем, кто начинал в железнодорожных мастерских и кто продолжает традиции сейчас.
За полувековой период завод преодолел путь от первой продукции – фонаря путеобходчика – до современных модульных станций электрической централизации. И всегда основной непростой задачей коллектива при выпуске аппаратуры было обеспечение стопроцентной безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Но выпуск фонарей – это уже история. И весьма далекая. Ассортимент продукции первых лет, который составляли также траверсы, несшие на себе провода вдоль железнодорожных линий, и металлические шкафы для железнодорожных линий связи, изменился кардинально. Собственно, он совсем другой сегодня, как и завод, численность работающих на котором за полвека с 50 человек выросла до 1200. В результате постоянной работы по модернизации, совершенствованию производственного процесса, номенклатуры изделий на пороге знаменательной даты наш завод представляет собой стабильно развивающееся современное предприятие не только с богатой событиями историей, но и с очевидными перспективами. И связаны они с воплощением новых планов и начинаний, которых на ЭТЗ не боятся.
Потому что были в истории завода и не самые светлые страницы, например, в пресловутые перестроечные годы, когда численность работающих уменьшилась почти в два раза. Сокращение рынков сбыта привело к соответствующему падению объемов производства, а значит, и прибыли. Был момент, когда заработную плату тем, кто в наиболее сложный период с предприятием все же не расстался, выдавали натурой – мукой и сахаром. Трудности прибавили нам решимости, заставили действовать сообразно ситуации – в частности, осваивать выпуск продукции, ранее производившейся на Украине и в Белоруссии. Освоили. Не сразу, но добились увеличения объемов производства и количества рабочих мест. Эти позитивные тенденции не просто сохраняются, но и активно развиваются в течение уже десяти лет. Вот и в течение 2010-го старанием всего коллектива удалось освоить, сертифицировать и организовать выпуск передаваемой с Санкт-Петербургского завода релейно-блочной продукции. Результатом такой политики можно считать и то, что удалось пережить недавний кризис без больших потерь.
Вообще такая политика традиционна для предприятия, которое так же традиционно возглавляют неравнодушные, ответственные руководители, высококвалифицированные специалисты, пользующиеся при этом поддержкой всего коллектива. С большой теплотой мы вспоминаем Степана Александровича Наумкина, ставшего директором в 1962 году. Он собрал команду единомышленников, состоявшую из таких же профессионалов, как он сам. Понятия «работа» и «жизнь» для них были нераздельны. Они жили работой. И потому очень быстро добились существенного расширения производства. Уже в 1962 году ассортимент продукции пополнился электрическими звонками. Следующий, 1963-й, отмечен сразу двумя событиями: была выпущена первая партия реле НМШ из 170 штук, а также началось строительство корпуса, в котором в настоящее время находятся крепежно-механический цех, сборочное релейное производство, а также заводской музей. Начался выпуск усовершенствованных релейных шкафов.
Вспомните, как выпуск миллионного реле в 1975 году праздновали всем заводом, а уже в 1977-м произвели второго «миллионера», чему способствовало строительство Байкало-Амурской магистрали, которой в те годы уделялось чрезвычайное внимание, недаром стройка называлась всесоюзной. В истории завода 1975-й остался также как год начала производства релейных блоков электрической централизации и маршрутного набора. Кроме того, предприятию было присвоено почетное звание лауреата ВДНХ СССР.
В 1984 году коллектив возглавил Вячеслав Федорович Клюев. Он посвятил предприятию 41 год жизни, из них в должности директора – 25. Эта четверть века стала новым этапом в становлении Камышловского электротехнического, включая периоды перестройки и всемирного кризиса.
Благодаря целеустремленности и профессионализму команды завод не попал в число развалившихся предприятий. Наоборот, этот период оказался для него достаточно плодотворным: в 2009 году были реализованы планы строительства цеха по производству корпусов транспортабельных модулей. В условиях, когда РЖД переходит на новые технологии обслуживания малых станций, этот проект по производству закрытых модульных комплексов, не требующих присутствия человека, является весьма актуальным, о чем было сказано и на прошедшей в Ростове-на-Дону конференции «Трансжат-2010». Причем осуществить указанный проект удалось в предельно сжатые сроки – в течение года успели и производство освоить, и пройти все непростые процедуры согласований и сертификации продукции, к чему на железной дороге относятся очень серьезно, ведь от качества оборудования зависит самое главное – безопасность.
Как мы с вами убедились, благодаря слаженной работе всех служб и подразделений производство транспортабельных модулей развивается быстрыми темпами: летом был изготовлен 100-й модуль, в октябре – 150-й. Эти цифры – еще одно подтверждение востребованности проекта. А также того, что с пути развития завод сворачивать не собирается. Такой твердости курса способствует ряд факторов, сложившихся за десятилетия работы. Конечно, это и единомыслие, и мастерство команды, о которых мы уже говорили, и привязанность к нуждам стратегического объекта – железной дороге, в работе которой пауз не бывает.
Завод гордится своими людьми – грамотными, умными, творческими, справляющимися даже с самыми трудными задачами. Сегодня можно уверенно заявить, что потребность ОАО «РЖД» в качественной и надежной аппаратуре СЦБ будет удовлетворена.
И, конечно же, 50-летие предприятия, коллектив которого собирается идти только вперед, – это событие не только для города Камышлова, но и для Свердловской области, для отрасли в целом.
Как любой юбилей, круглая дата КЭТЗ означает не просто подведение итогов и пополнение реестра добрых дел. Прежде всего – это опыт созидания, прогресса, позволяющий объективно оценить ресурсы и перспективы дальнейшего развития. Ну а то, что такие перспективы есть, – это наша с вами заслуга, заводчане.
Андрей МОКИН, директор завода.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
У меня много родственников и просто хороших знакомых работает на этом славном предприятии!
С праздником!
На ЭТЗ в своё время работали мои родители, потом папа ушёл в армию на сверхсрочную и они переехали в Елань. Времена своей работы на заводе мама и папа вспоминают с удовольствием.