К 90-летию техникума.
1 октября 1930 года при паровозном депо станции Камышлов была организована школа фабрично-заводского ученичества. В 2020 году Камышловский техникум промышленности и транспорта, пройдя этапы развития ЖУ-1, ГПТУ-16, СГПТУ-16, СПТУ-16, ПЛ-16 , отмечает 90 лет со дня основания, из которых более 24 лет автор этих строк возглавлял работу этого образовательного учреждения.
Юрий Алексеевич Беляев.
В училище обучались по профессиям: «помощник машиниста электровоза и тепловоза», «дежурный по железнодорожной станции», «электромонтёр СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка)», «швея-мотористка», «повар», «слесарь по ремонту автомобиля». Для качественной подготовки специалистов с получением общего среднего образования необходимо было создавать достойные условия для учащихся и инженерно-педагогических работников. С этой целью на взаимовыгодных условиях были заключены договоры с электротехническим заводом, со швейной фабрикой и общепитом города.
Училище по заявкам предприятий готовило специалистов, а предприятия выделяли необходимое оборудование для мастерских образовательного учреждения, предоставляли рабочие места на период производственной практики учащихся. Основным базовым предприятием была Свердловская железная дорога, которая финансировала закупку технических средств обучения. Благодаря возможности получать материалы с ЭТЗ инженерно-педагогический коллектив приступил к оформлению кабинетов теоретического обучения.
Мастера производственного обучения на чистом энтузиазме, в нерабочее время, под руководством старшего мастера Никандра Ивановича Назарова за три дня заменили плохо закрывающиеся двери в кабинетах учебного корпуса, расположенного по Энгельса, 167, на качественные, остеклённые, которые и по сей день выполняют свою функцию.
В 1983 году, с выходом директора училища Сергея Ивановича Иванова на заслуженный отдых, меня назначили директором среднего городского профессионального училища № 16 (СГПТУ-16), которое в 1984 году преобразовано в среднее профессиональное училище № 16 (СПТУ-16). Коллектив педагогов и мастеров производственного обучения продолжал работать над оснащением образовательного учреждения. В результате были эстетически оформлены и оснащены техническими средствами все кабинеты теоретического обучения. Оборудованы лаборатории и мастерские по всем профессиям. В кабинетах иностранного языка и в швейной мастерской появилось лингафонное оборудование, в кабинетах информатики – ЭВМ «Корвет».
Много сил в создание материальной базы образовательного учреждения вложили мастера производственного обучения Юрий Дмитриевич Семёнов, Леонид Григорьевич Дедюхин, Анатолий Александрович Лопатин, преподаватели Леонид Иванович Казанцев, Игорь Михайлович Логвинов, Владимир Иванович Напалков, Владимир Яковлевич Лебедев.
Руками Л.Г. Дедюхина и А.А. Лопатина создана лаборатория автотормозов для помощников машинистов электровоза, в которой действующее тормозное оборудование подвижного состава наглядно увязано со схемой работы этого оборудования. За обменом опытом по созданию такой лаборатории к нам приезжали специалисты локомотивных депо Свердловской железной дороги.
Преподаватель В.Я. Лебедев оформил кабинет черчения и создал лабораторию электровоза. Он установил переданное Тюменским отделением железной дороги электрическое оборудование электровоза, на котором отрабатывались умения учащихся находить неисправности в электрической цепи локомотива.
В 1987 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР профессионально-техническая система как самостоятельная отрасль производственного образования была ликвидирована. «Госпрофобр» перестал существовать. Все училища отошли в ведение министерства общего образования. Кончилась эра базовых предприятий. Образовательные учреждения стали финансироваться из бюджета Свердловской области. В стране началась перестройка.
Бартерные сделки, сдача в аренду помещений, взаимозачёты – всё это позволило сохранить коллектив
Базовые предприятия «открестились» от учебных заведений. Свердловская железная дорога отказывается от дежурных по железнодорожной станции, от электромонтёров СЦБ, общепит города – от поваров. Развал и прекращение работы швейной фабрики приводит к невостребованности швей-мотористок. Перед образовательным учреждением встаёт задача – выжить в это непростое время. Училище расширяет спектр образовательных услуг: ряд профессий переходят на более высокую ступень: помощники машиниста электровоза – на машинистов электровоза, электромонтёры СЦБ – на электромехаников СЦБ, слесари по ремонту автомобиля – на автомехаников. Открываются новые профессии: оператор ЭВМ-программист, радиомеханик, электромонтёр, контролёр-кассир, продавец, коммерсант, закройщик. В 1995 году СПТУ–16 переходит в новый статус – профессиональный лицей № 16 (ПЛ-16).
Перед преподавателями и мастерами производственного обучения встаёт задача повысить качество образования учащихся, поднять имидж образовательного учреждения. Для контроля уровня образования учащихся и качества работы преподавателя в лицее создаётся экспертно-диагностическая служба, которая регулярно, по графику, проводит проверочные работы по всем предметам. Этой службой был создан фонд контрольных вопросов на основании требований программы по предмету к знаниям и умениям учащихся по каждой теме. Результаты этих работ учитывались при оценке качества работы преподавателей и мастеров производственного обучения.
Для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в училище была введена должность психолога, которую занимала Т.С. Махова. В настоящее время Татьяна Сергеевна возглавляет совет ветеранов образовательного учреждения.
Методическая работа инженерно-педагогических работников была организована через методические объединения по профессиям и циклам общеобразовательных предметов. В методическом кабинете под руководством Инны Григорьевны Смакотиной собирались все наработки педагогического коллектива.
Вся проделанная работа не прошла даром. Учащиеся лицея стали участвовать в городских олимпиадах по предметам общеобразовательного цикла и занимать призовые места. 11 выпускников лицея, поступивших в период с 1997 по 2005 год, окончили его с золотыми и серебряными медалями. Вот их имена: Алёна Белоусова, Ольга Киселёва, Дмитрий и Андрей Бабичи, Геннадий Егорин, Егор Выравщиков, Александра Хомутова, Евгения Лебезова, Наталья Киселёва, Наталья Чикишева, Евгения Савицкая.
Конечно, это заслуга всего коллектива, но хочется назвать тех преподавателей, кто вкладывал душу и отдавал все силы работе с учащимися, старался развить в них творческое начало: это Светлана Алексеевна Зуева, Зульфира Ансаровна Потапова, Любовь Петровна Лебезова. Много лет и сил отдали нашему образовательному учреждению Валентина Ивановна Сенцова, Геннадий Николаевич Чупин, Сергей Иванович Ботвинко, Людмила Викторовна Рябова, Ирина Алексеевна Чикишева, Галина Дмитриевна Штерцер, Надежда Анатольевна Сашина, Зинаида Сергеевна Костромина. Преподаватель НВП, ОБЖ Виктор Леонидович Шейбак проводил с учащимися мужских групп сборы в Еланских лагерях, готовил команды для участия в городских конкурсах «А ну-ка, парни!», которые часто занимали призовые места. Много лет руководителем физвоспитания был Владимир Александрович Потапов. Спортивные команды ПЛ-16 участвовали во всех городских соревнованиях и входили в тройку лучших.
Подготовку помощников машиниста электровоза, машинистов электровоза вели Николай Васильевич Лоскутов, Валентин Нифантьевич Жуков, Юрий Дмитриевич Семёнов, Леонид Григорьевич Дедюхин, Владимир Яковлевич Лебедев и другие.
С учащимися по профессиям «электромеханик СЦБ» и «дежурный по железнодорожной станции», «радиомеханик», «электромонтёр» работали Леонид Дмитриевич Попов, Вячеслав Антонович Гридюшко, Маргарита Ивановна Беляева, Ольга Владимировна Озорнина, Маргарита Петровна Мальцева, Алексей Юрьевич Беляев, Татьяна Яковлевна Ананичева и другие. В.А. Гридюшко создал лабораторию СЦБ с действующим пультом дежурного по ж/д станции. М.П. Мальцева знакомила учащихся с работой крупных ж/д станций через экскурсии на станции Свердловского ж/д узла.
Обучение по профессии «повар» в разное время осуществляли Валентина Максимовна Кривоногова, Татьяна Ивановна Прожерина, Людмила Андреевна Сбоева, Анна Георгиевна Тимакова, Валерий Филимонович Пузин и другие. У поваров была лаборатория, в которой они отрабатывали умения по приготовлению различных блюд.
С учащимися по профессии «контролёр-кассир», «продавец», «коммерсант» работали Елена Валерьевна Лебедева (Ошивалова), Татьяна Николаевна Захарова, Галина Николаевна Шкилёва, Оксана Максимовна Клементьева. Для практического обучения учащихся был создан учебно-производственный магазин «Центральный».
Самой многочисленной была профессия «швея», «закройщик». Здесь работали Раиса Павловна Кремлёва, Людмила Петровна Нохрина, Галина Степановна Педанс, Римма Никитична Дёмина, Алефтина Иосифовна Прожерина, Галина Константиновна Юдина, Любовь Андреевна Васильева и другие. Материальную базу по профессии составляли две мастерские, оснащённые всем необходимым оборудованием, и ученическое ателье.
На обучение по профессии «оператор ЭВМ», «программист» всегда был конкурс среди поступающих. Обучение по этой профессии вели Александр Владимирович Хрулёв, Ольга Евгеньевна Киреева, Любовь Александровна Бессонова, Наталья Витальевна Кайгородова. Материальную базу по профессии составляли два кабинета с персональными электронно-вычислительными машинами на каждом рабочем месте учащегося.
Слесарей по ремонту автомобиля, автомехаников обучали Леонид Иванович Казанцев, Борис Васильевич Ваколюк, Юрий Николаевич Фертиков, Алексей Иванович Потапов, Валерий Андреевич Козлов, Александр Анатольевич Калошин и другие. Для обучения по этой профессии использовали два кабинета теории и два учебных автомобиля, на которых учащиеся учились водить.
В то время, когда образовательное учреждение называлось СГПТУ-16, СПТУ-16, учащиеся находились на государственном обеспечении, получали трёхразовое питание в столовой училища. Заведовала столовой Людмила Ивановна Потапова. Медицинские работники, в разное время это Тамара Ивановна Савёлкова и Нина Степановна Поторочина, следили за состоянием здоровья учащихся.
В рамках воспитательного процесса в училище, а затем и в лицее, было организовано соревнование между учебными группами. В каждой группе приказом директора назначался командир, который помогал мастеру производственного обучения в организации воспитательной работы с учащимися. Совет командиров групп подводил итоги соревнования.
Учащиеся училища принимали активное участие в различных областных мероприятиях. Продукцию, выпущенную в мастерских училища, продавали на ярмарках. В составе областного строительного отряда учащиеся убирали лук в Красноуфимском районе, собирали овощи и фрукты в Астраханской области. Там по результатам социалистического соревнования наши ребята заняли второе место и были премированы поездкой в Севастополь. Все эти мероприятия с учащимися организовывали Алефтина Иосифовна Прожерина, Валентина Максимовна Кривоногова, Римма Никитична Дёмина. Мастер производственного обучения М.П. Мальцева неоднократно, в период каникул, организовывала познавательные поездки учащихся в Москву, Ленинград, Киев, Одессу, Новороссийск, Адлер. Хор училища, состоящий из учащихся и педагогов, выступал в Богдановиче, во дворце молодёжи в Екатеринбурге.
Хозяйственную часть училища, лицея много лет поддерживали Геннадий Александрович Михайлов, Владимир Иванович Михайлов, Владимир Фёдорович Усков и другие.
Руководство производственным обучением и производственной практикой учащихся в разное время осуществляли старшие мастера: Никандр Иванович Назаров, Владимир Клементьевич Мицура, Георгий Владимирович Брюханов, Сергей Анатольевич Забборов, Алефтина Иосифовна Прожерина, Галина Константиновна Юдина и другие. Организацией учебно-производственного и воспитательного процесса занимались заместители директора Геннадий Иванович Горбунов, Татьяна Алексеевна Григорьева, Светлана Анатольевна Дегтярёва, Алефтина Иосифовна Прожерина, Валентина Михайловна Голубева, Людмила Викторовна Машьянова, Светлана Алексеевна Ремнёва и другие.
Много было сделано коллективом инженерно-педагогических работников, и, как результат, ПЛ-16 вошёл в десятку лучших образовательных учреждений начального профессионального образования Свердловской области, а их в то время было 150.
Прошли годы, многих уже нет в этой жизни, но я благодарен каждому, с кем работал в ПЛ-16, за совместную плодотворную деятельность.
Юрий БЕЛЯЕВ
На фото. Здание техникума, улица Энгельса, 167.
Фото из личного архива Юрия Беляева и Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
А спортзал так и недостроили
Припоминаю, что в своё время их физкультурник двигал траву учащимся, а потом год скрывался от следствия. Про недострой даже не упомянул, он 20 лет уже разрушается. Там, кроме спортзала, и общага многоэтажная должна была быть, и переход в старое здание, и римская аудитория. Бесславно закопали денежки народные.