16 августа на озере Серебряном прошла межрайонная выводка охотничьих собак. Традиции устраивать такой смотр в Камышлове уже несколько десятков лет.
Замыкает охотничий год
Тайган, или киргизская борзая из древней группы среднеазиатских борзых. В России таких собак единицы. Её хозяин, В.Г. Дубовкин, рассказал, что это собака, которая на родине используется на охоте практически на всё. Основные объекты – горный баран, козерог, и волк. Универсальная охотничья собака, название породы переводится с тюркского так: «догони и убей». Тайган находится на грани исчезновения, осталось не более тысячи собак этой породы
– Раньше участвовало до 30 собак разных пород – и лайки, и гончие, и фокстерьеры, и ягдтерьеры, были и немецкие легавые дратхаары, и спаниели, – говорит Виктор Александрович. – Несмотря на то что сейчас их значительно меньше, камышловскую выставку-выводку мы проводим обязательно. Главная наша задача – обеспечить доступность людям из удалённых районов, желающим заниматься охотничьим собаководством. Мы стараемся собирать здесь весь восток области. Сегодня, например, приехали лайка из Артёмовского и спаниель из Тюмени. Эта выставка ещё ценна тем, что мы замыкаем охотничий собаководческий год. Обычно выставки проводятся весной или в июне. А собаки на них допускаются только с 10 месяцев. Если кому-то в июне ещё не исполнилось десяти, они успевают сюда.
Без оценки – дворняжка
Выставка собак от выводки отличается тем, что проводится при большом количестве участников, оцениваются не только экстерьерные (соответствие внешнего вида требованиям породы, стандарту), но и её рабочие качества.
– В стандарте описана идеальная собака, – продолжает В.А. Поддубный. – Таких не бывает или почти не бывает. Поэтому, по мере соответствия, ставятся оценки «хорошо», «очень хорошо», «отлично» или «удовлетворительно». Комплексная оценка охотничьих собак учитывает экстерьер и рабочие качества. Если ранее были получены дипломы по охотничьим испытаниям, это учитывается, присуждаются награды. Выводка позволяет получить только экстерьерную оценку. Это значит, что в дальнейшем собака, при получении полевого диплома, становится племенной. Появление потомства допускается в виде исключения даже при отсутствии полевого диплома, если экстерьер на высшем уровне. Но без экстерьерной оценки это собака без породы, щенок. Кроме того, на выставки и выводки районного уровня (как в Камышлове – прим. ред.) допускаются собаки и без документов. В этом случае эксперт своей оценкой подтверждает, что собака относится к той или иной породе, но последствий за собой это никаких не влечёт. Есть в собаководстве такое правило: собака без документов является дворняжкой. Хотя ей может быть выдана справка, что он признана «относящейся к породе».
Сохранить национальное достояние
– Почему в наше время гораздо меньше охотятся с собаками?
– Сейчас охотничье хозяйство в России пошло по западному пути – то есть по пути извлечения максимальной прибыли, выгоды. Основной доход всех так называемых охотпользователей, которые арендуют угодья и продают путёвки и лицензии, – от охоты на лося, кабана, медведя, косулю – то есть крупного зверя. А для этого собака если и нужна, то в меньшей степени. Охота эта, как правило, загонная, по снегу. И держать лайку ради того, чтобы раз в году поохотиться на лося, что называется, нерентабельно.
Эксперт Всероссийской категории по охотничьему собаководству Виктор Александрович Поддубный больше 25 лет проводит в Камышлове выставки и выводки охотничьих собак. Охотник с 47-летним стажем, он шутит: «Ходить и охотиться я начал одновременно. А с 14 лет уже охочусь с ружьём»
– А какая у вас любимая порода?
– Мой отец был охотником, и в семье всегда жили собаки. Теперь уже 33-й год держу спаниелей. Любая порода достойна уважения и признания. Лично я люблю спаниелей за то, что с ними можно универсально охотиться на любую птицу. Мои любимые виды охоты – на утку, тетерева и вальдшнепа, они позволяют охотиться весь сезон, а не раз в году. К тому же, спаниель удобен для содержания в квартире. И ещё добавлю: несмотря на то что собаководство сейчас немногочисленное, раза в три меньше, чем десять лет назад, наша обязанность как охотников-собаководов – сохранять, поддерживать и развивать любимые породы, особенно наши – лайку, русскую гончую, русского охотничьего спаниеля. Эти отечественные породы мы не имеем права потерять. Министерство сельского хозяйства внесло русского охотничьего спаниеля в реестр национального достояния России. И как же мы можем допустить, чтобы эта гордость пропала? Никогда не допустим.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. В выводке охотничьих собак на озере Серебряном участвовало 12 собак разных пород.
© Редакция газеты «Камышловские известия»