Владимир Высоцкий. Великий, гениальный, незаурядный, бунтующий. Он учил людей думать – и тогда, и сейчас, не перестав быть актуальным и близким спустя почти четыре десятка лет после ухода.
Накануне его 79-го дня рождения о своей первой встрече с личностью Высоцкого и отношении к его творчеству рассказали музыканты и близкие музыке люди. И каждый назвал любимые, дорогие или просто запомнившиеся строки.
Владимир Верхорубов, глава Обуховского сельского поселения, в 1972-1982 годах – соло-гитарист вокально-инструментального ансамбля, 59 лет:
«Я не люблю, когда стреляют в спину, я также против выстрелов в упор».
– Познакомился с творчеством Высоцкого где-то в 1972-м, в то время учился в школе № 1, играл в ансамбле. Его слушали тогда больше в компаниях. Хотя для творчества Высоцкого я немного молод. Он ворвался в жизнь того поколения, которому сейчас уже за 65.
Когда был курсантом, пели в ансамбле: «Если друг оказался вдруг…», «Он не вернулся из боя…». Высоцкий был неординарной личностью. Очень много и тогда было, и сейчас о нём домыслов. Да мало ли что говорят! Он жизни своей, здоровья не жалел, рвал себя и в песнях, и в жизни. Каждая его песня – как дистанция стайера.
Высоцкий разный. Я бы разделил его песни: одни – серьёзные, патриотические, военные; другие – больше эстрадно-сатирические, карикатурные, критика советского строя – «Ой, Вань, гляди-ка, попугайчики!..», «Вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса…». Сейчас, уже с возрастом, понимаю, что всё, что он писал, сбывается, всё жизненно.
Помимо песенного творчества, восхищаюсь им как актёром. Это жёсткая, сильная игра, он выдавал в каждой роли всё, что мог. Вообще, Высоцкий, Золотухин, Филатов – это были кумиры нашего времени.
Александр Дубровин, преподаватель по классу гитары Пышминской ДШИ, 53 года:
«Север, воля, надежда, страна без границ, жизнь без грязи, как долгая жизнь без вранья. Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц, потому что не водится здесь воронья…».
– Высоцкий по возрасту ровесник моего отца. Сложно говорить о первых впечатлениях, мне было лет десять. Его имя и творчество окружала романтическая аура. К тому же, в то время это были песни в основном шуточные. Что звучало у друзей, соседей, то и слушали. Три пластинки было, на которых «Утренняя гимнастика», «Корабли» и «Чёрное золото».
Это потом узнал, что были ведь и «Райские яблоки»… Лет в 14-15 начал выступать в ансамбле. В 70-е музыка была отдушиной, целая когорта музыкантов тогда появилась – ВИА, зарубежная музыка, приблатнённые песни среди дворовых ребят. Перешли тогда на «Машину времени», а вплотную вернулись к творчеству Высоцкого в середине 80-х. Серьёзно узнал его как поэта, актёра и музыканта уже с 1987 года, записал полную дискографию у друзей в студии. Начал собирать про него информацию и продолжаю до сегодняшнего дня. С того времени провожу лекции о его жизни и творчестве.
Высоцкий – мужское начало в песне, музыке, в то время подобного не было – голос, от которого мороз шёл по коже. Сам его песни не пою принципиально, но могу на лекции что-то показать из раннего, начала 60-х. Однако сам лучше буду его слушать.
Он брал многим – давлением, темпераментом, энергетикой, которая исходила изнутри. В первую очередь он актёр, поэтому – подачей, игрой, звуковыми сочетаниями. И, конечно, смыслом слов, стихов.
В кино услышал его в фильмах «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой», мне было лет десять. В этот период выходят и пластинки с военными песнями. Поэтому для меня Высоцкий – сначала эти два фильма, ощущения подросткового детства, когда под окнами выстаивали с ребятами, специально ходили, слушали, пока не выгонят.
Потом я увидел фильмы «Единственная», «Арап Петра Великого», «Единственная дорога», его песни звучали в фильмах «Одиножды один», «Ветер надежды», «Стрелы Робин Гуда»…
Любую его строчку возьми, и она может стать твоей. «Почему всё не так? Вроде всё, как всегда…», «Кто поверит, что землю сожгли?..» «Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем, – как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом…»
Юрий Холодилов, музыкальный редактор радиостанции «Норма FM», 48 лет:
«Жираф большой, ему видней…», «Послушай, Зин, не трогай шурина, какой ни есть, а всё ж родня…»
– Пик популярности Высоцкого пришёлся на то время, когда я был ещё мальчишкой. Потом сталкивался часто с его творчеством, когда работал в группе «Экипаж», изучал его песни. В 90-е годы к очередной его годовщине мы делали обработки этих песен для ансамбля «Лель», и я заметил одну особенность: он, такой брутальный, жёсткий, создавал и лирические песни от имени женщин – «Марьюшка», «Я несла свою беду…». Но мне он нравится больше как актёр, его Гамлет в театре на «Таганке», Глеб Жеглов из «Места встречи…», поручик Брусенцов в «Служили два товарища», другие роли.
Виталий Борисов, преподаватель Баранниковской ДШИ, 44 года:
«Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…».
– Осознанно начал слушать его в 12-14 лет, тогда пришло понимание. Лет с 16-и начал покупать его пластинки. Очень нравятся мелодичность, пронзительность текстов, голос, надрыв. Жаль, что рано ушёл. Люблю фильмы с его участием – «Место встречи…», «Вертикаль», «Хозяин тайги», запомнились эпизодические роли, которых у него тоже было немало.
Илья Зырянов, полиграфист Камышловской типографии, музыкант-любитель, 29 лет:
«Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…»
– Тётя с дядей были фанатами Высоцкого, у них услышал впервые его песни на пластинке. Самые запомнившиеся из детства – «Милицейский протокол», «Утренняя гимнастика», фильмы «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя». Потом, когда сам увлёкся музыкой, услышал у Константина Кинчева песню «Ямщик» на стихи Высоцкого. Ценю его поэтический дар. Простым языком он мог рассказать сильные вещи. Фильм «Спасибо, что живой» очень ждал, но он разочаровал. Для меня неважно то, какую сейчас распространяют информацию о Высоцком. Чем больше говорят, тем больше настораживает. А пластинки с его песнями у меня есть до сих пор.
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
© Редакция газеты «Камышловские известия»