Галина ШИПИЦЫНА
Местное самоуправление – самое близкое к людям звено вертикали власти. О проблемах и перспективах, о жизни и работе беседуем с главой Обуховского сельского поселения В.И. Верхорубовым.
– Владимир Иванович, какая работа велась, каких результатов достигло Обуховское сельское поселение и какими яркими событиями был отмечен прошлый год?
– Ярких событий в истекшем году в поселении не происходило, рядовой год с неукоснительным исполнением закреплённых полномочий в соответствии с мероприятиями, запланированными в бюджете. Постоянная нехватка финансовых средств с перемещением по статьям практически на каждом заседании Думы. Невозможность участия в программах районного, областного, федерального уровней по причине отсутствия денег на проектно-сметную документацию и софинансирование не даёт в сегодняшних условиях результатов к устойчивому и динамическому развитию муниципалитета.
– Без профессиональной команды трудно достичь успеха. Расскажите о вашем коллективе.
– Коллектив администрации небольшой, 10 человек. Тех, кто действительно в одной команде с руководителем, кто работает на конечный результат, а он у нас в органах местного самоуправления один – повышение качества жизни односельчан, – всего четверо. Остальные просто работающие, живущие оформлением отчётов, повседневной жизнью. Я очень требователен к себе, эти же требования предъявляю и к подчинённым. Созданы все условия для комфортной работы: заработная плата, современные рабочие места, программное обеспечение. Увы, при этом постоянная ротация, нежелание самосовершенствоваться.
Хотя это мои подчинённые, а они как дети. Воспитываю, учу, ругаю, хвалю. Те задачи, которые нам ставит население, областные власти, несомненно, в рамках полномочий и финансовых средств бюджета будут выполнены. Каждый год приумножаем доходы бюджета за счёт привлечения трансфертов и иных источников.
– Сколько предприятий, дающих доход в бюджет поселения, работает на территории муниципалитета? Как повысить его инвестиционную привлекательность?
– Промышленный потенциал предприятий, дающих доход в бюджет поселения, формируется за счёт предприятий по добыче и розливу минеральной и бутилированной воды, санатория «Обуховский», сельхозпредприятий. Что можно вложить в понятие «повышение инвестиционной привлекательности территории»? Наши два основных богатства – минеральную воду и землю, которую используют сельхозпроизводители. Необходимы реальные механизмы полезных друг другу дел. По предприятиям добычи и розлива минеральной воды нужна программа не ниже областного уровня, на основании которой бизнес имел бы льготы при инвестициях в развитие территорий, на которых работает. Для них основная проблема – это сбыт и реализация, хотя всё чаще и чаще они в связи со своим развитием имеют большие проблемы с инфраструктурой, её взаимосвязью с генеральным планом развития населённого пункта.
По сельхозтоваропроизводителям, которые являются основными арендаторами и собственниками земель, необходим целый комплекс мер по взаимодействию с муниципалитетом, начиная от размера арендной платы, комплектования специалистами, строительства для них жилья, до реализации сельхозпродукции. Нынешняя ситуация – федеральные, областные субсидии, и не более. Без комментариев оставляю взаимодействие с санаторием «Обуховский» (областная структура) и АО «СИБАРГО» Свинокомплекс «Уральский» (федеральная), которые откликаются на просьбы муниципалитета. Свинокомплекс – основной спонсор оказания помощи поселению. В качестве незаполненной ниши пока туризм, досуг, отдых населения.
– Какие проблемы сегодня вас особенно волнуют?
– Особенно волнует тупиковая ситуация: «земля» – в районе, а «градостроительная деятельность» – в поселении. Кроме того, строительство очистных сооружений в Захаровском, полигона по сливу ЖБО в Октябрьском, подключение сброса с очистных сооружений села Обуховского к перспективному коллектору сброса санатория; перевод на газ угольной котельной в пос. Октябрьском; газификация и обустройство центрального водоснабжения Кокшаровой, строительство 36-квартирного дома для детей-сирот на ул. Курортной в Обуховском; возможность участия в программе «Комфортная городская среда» по благоустройству парка Победы в Обуховском, зоны отдыха в Шипицыной и второй очереди в Октябрьском. При этом – сложность взаимопонимания с районной властью в вопросах финансирования поселений. Территории поселений – это и территории района!
– Как вы относитесь к критике?
– Всегда ценил и ценю свой труд, обещания, свою фамилию в реализации деятельности на посту главы муниципалитета. В ежедневном режиме мониторю всю ситуацию в населённых пунктах, имею привычку не ждать, когда люди пожалуются или позвонят, а оперативно решаю проблемы. Считаю, что не имею морального права ссылаться на отсутствие финансовых средств. Поэтому, наверное, критики на повседневную деятельность администрации мало. Не считаю зазорным принести извинения за некомпетентность и неоперативность подчинённых. Другое дело, что полномочия резко обрезают выполнение заявлений граждан. Например, демонтирован банкомат в Обуховском, несмотря на то что был востребован: «Сбербанку» невыгодно, для размещения необходимо место в помещении, соответствующем ряду требований.
Девять лет хожу по инстанциям, чтобы на нашей территории организовать работу аптеки, воз и ныне там. Автобус в Володинское и пос. Маяк ходит дважды в неделю. Я понимаю, что убыточно. Но там живут люди, которым необходимо бывать в Камышлове и поселенческом административном центре гораздо чаще. Неужели всё сводится только к деньгам? Беспризорные собаки на улицах. До срока приезда бригады по отлову нужно осуществить целый алгоритм действий, результата часто нет. И таких примеров – масса.
К критике отношусь нормально, когда она обоснована. Глава – это не мальчик для битья. Пришёл решать проблемы – давай решать. Сильная, и только сильная власть в состоянии решать все вопросы граждан, иногда не только по полномочиям, а по отклику души главы на человеческие проблемы. Немаловажной является моя реакция на критику «хотелок» некоторых граждан, которые как иждивенцы – считают, что государство им обязано, причём сиюминутно и бесплатно, и начинают спекулировать, что напишут во все инстанции. Конечно, разобравшись в проблеме, даю отказ и мотивирую его причину. Бывает очень неприятно воспринимать критику, когда люди даже не позвонили, не пришли на приём, а сразу жалуются в высшие инстанции и при этом говорят, что глава не решает вопрос. Получаешь запрос, а даже не в курсе проблемы заявителя. Снимаем, конечно, его с контроля, но горечь на душе остаётся.
– С какими вопросами чаще сегодня приходят к вам люди?
– Самым злободневным является вопрос о начислении платы за вывоз ЖБО в Захаровском. Рассматриваем различные направления решения этой проблемы в правовом поле. Самое сложное в работе с населением – это умение договариваться. Договориться можно обо всём, чтобы человек ушёл с приёма удовлетворённым. Народ у нас не избалованный, ему большое за это спасибо. Понимает всё, входит в положение.
– Часто говорят о недостаточной финансовой базе муниципалитетов. Что не даёт возможности исполнять полномочия в полном объёме?
– Для текущей деятельности бюджет самодостаточен. Другое дело, когда меняется что-то в законодательстве, приходят результаты проверок о нарушениях по срокам исполнения, создаётся аварийная ситуация в ЖКХ и другие форс-мажорные обстоятельства. Вот здесь действительно полный провал исполнения по причине отсутствия свободных средств. Приходится отменять финансирование плановых мероприятий, хотя уже пообещал населению их выполнить, для главы это процесс между «молотом и наковальней».
Другое дело – когда мы говорим о перспективном развитии муниципалитета. Здесь действительно царствует недостаточность финансовых средств. При вхождении в программы мало найти средства на проект, пройти экспертизу, надо пройти ещё отбор заявок на включение в список для получения областного финансирования. А это не всегда удаётся, средства на проект сгорают. Вы просто не представляете, сколько оплаченных проектов по области просто «улетели в трубу». Здесь и нужна постоянная работа с правительством Свердловской области, причём на уровне района, так как поселения не всегда могут достучаться до министерств. Поверьте моему опыту, областные власти серьёзно относятся к тем муниципалитетам, которые постоянно работают над увеличением доходности бюджетов и социально-экономическим развитием территории.
– Меняется ли роль руководителя муниципального образования в современном мире?
– Конечно. Когда глава избирается населением, он практически лишь узнаваем, а иногда и нет. Кто-то верит в его предвыборную программу, которая на данном этапе просто его видение, и не больше. Мне кажется, редкий кандидат в главы вообще понимает, куда и зачем идёт. Правильно говорит управляющий Восточным округом Н.А. Клевец: «Первый срок полномочий – это вникание в специфику работы должностного лица, оценка коллектива, его расстановка, познание бюджетного процесса, проблем территории, жалоб населения. А вот понимание, как это должно работать, чтобы сокращать проблемы на вверенной территории, её развивать, начинается со второго срока». Главы, не в обиду им будет сказано, приходят с разными специализациями. Кто-то имел подчинённых, а кто-то нет. У всех разный склад ума, умение оперативно реагировать на обстановку, говорить с любой категорией граждан, принимать мнение специалистов и так далее. А самое основное – решение за главой со всеми последствиями, это обязательно должен быть положительный результат и, конечно же, ответственность.
Я к работе давно отношусь не как чиновник, у которого масса причин не решить проблему, а как руководитель учреждения. Вопросы жизнеобеспечения населения – особенный критерий, который не даёт права принимать решение, отложив до утра или на неопределённый срок: негативные последствия не заставят себя ждать.
– Ваше отношение к прямым выборам глав администраций?
– С точки зрения демократии, наверное, это правильно, но участники выборов видят только одну сторону медали: внешний вид кандидата, его способность убеждать, предвыборную программу, которая содержит только обещания. В реальности другое: кто-то выбирается народом, кто-то – комиссией, это не мне решать. Главное – чтобы выбранный глава оправдал надежды жителей, держал курс на развитие муниципалитета.
– Как вы считаете, сегодня в России местное самоуправление работает эффективно?
– Где глава эффективен, там эффективно и местное самоуправление. Конечно, есть моменты, сдерживающие эффективность: судя по поступающей информации, даже сложно сказать, сколько запросов от ведомств, министерств, департаментов, надзорных органов получает администрация поселения. Всё сводится к отчётам, сводкам, цифрам. И всё это немедленно, важно, срочно. А на основную задачу по управлению территорией, её развитию, выполнению наказов населения времени уже и не остаётся. Возможно, утрирую, но в жизни так и есть: много информации идёт не по полномочиям, а отвечать приходится. В программах не участвуем, а на заседании надо быть. Опять минус в работе на эффективность.
Понимаю, что тарифы в сфере ЖКХ народны, но дико убыточны, никакие объяснения не принимаются, возмещение убытков трудно пробить, и поэтому «гробим» из года в год МУПы, частников, вновь создаём, меняем, растёт их задолженность за ТЭРы, а в итоге страдает получатель этих услуг – население, но при этом естественные монополии из года в год поднимают свои тарифы. Могу ещё долго говорить о том, что мешает эффективности, но работаем, стараемся население не подвести.
– Какими Вы видите перспективы развития местного самоуправления?
– В настоящий момент готовится второе чтение проекта федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Очень много поправок, разногласий, предложений. Мне кажется, его надеялись уже в 2022 году принять, а с 1 января 2023-го начать переходный период. Перечитал не один раз этот проект закона, не берусь судить о его объективности и необходимости на нынешнем этапе. Мне было интересно только одно: судьба сельских поселений. Могу согласиться с доводами о необходимости упразднения поселений, они объективны, хотя предлагающиеся поправки говорят о другом. Единой точки зрения нет, вплоть до решения всё же оставить поселения.
Беру объективно: тех городских округов (как наши соседи Богданович, Пышма, Сухой Лог и другие), где исторически идёт развитие в единстве города и населённых пунктов сельской местности, этот закон не коснётся. У них огромные наработки на перспективу, за ними динамика развития на длительный срок.
Что у нас: наработки в пяти муниципальных образованиях с 2005 года, а это 17 лет, солидный срок. По многим направлениям образование муниципальных округов отбросит развитие территории назад к невосполнимым потерям, и необходим будет длительный срок, чтобы муниципальные округа заработали по схеме наших соседей – городских округов. Нам говорят о переходном периоде в пять лет – это мизер, чтобы заработал округ с кадрами, которые ещё надо сформировать в единую команду, с единым ЖКХ, благоустройством, социальными программами, балансом земельных и градостроительных отношений, выстраиванием приоритетов во всех направлениях для отработки в этот переходный период.
– Чем может обернуться реформа местного самоуправления?
– Время покажет. Давно говорю: «Хочу быть маленьким Махнёво». Есть такое муниципальное образование на краю Алапаевского района, довольно депрессивное. Но там глава ответствен за всё на территории: и за школы, и за детские сады, и за землю, и так далее. Я ему завидую, он хозяин на земле, а я, к сожалению, вассал, входящий в состав района.
Маленькая ремарка: если заговорили про реформу и упразднение поселений, то надо уже сейчас садиться поселениям и району и пошагово отрабатывать алгоритм передачи полномочий в создаваемый муниципальный округ и практически прогнозировать, как будут работать все направления деятельности в масштабах нового органа местного самоуправления.
– Каковы ваши приоритеты в работе?
– Основные усилия сегодня брошены на окончание отопительного сезона МКП «Обуховское» с приоритетом расчётов за поставки ТЭР. Диву даёшься: создали предприятие в августе, тариф на тепло защитили в декабре-январе, а население опять задолжало порядка 6 млн рублей за оказание услуг, и дело не в том, что потребители неплатёжеспособны, просто это стало образом жизни: «Потребляем, получаем качество, а оплата – как получится».
Позитивно могу отметить подготовку и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы. Два года не проводили, и в нынешней обстановке это будет очень ответственно и почётно. Сбылась мечта жителей Обуховского: 27 мая в честь Дня библиотек открываем муниципальную библиотеку, которая не работала семь лет, пользуясь случаем, приглашаю всех неравнодушных на её открытие. Вообще скучать некогда, до 1 сентября нужно провести реконструкцию системы водоснабжения на ул. Курортной в Обуховском. За летний период оборудовать футбольное поле с искусственным покрытием, которое уже приобретено. Участвуем в конкурсе «Трезвое село», будем отмечать 350-летие Шипицыной, начнём в этой деревне первый этап благоустройства территории общественного пользования и отдыха. Оборудуем три пожарных водоёма ёмкостью 25 куб. м в безводных населённых пунктах – пос. Маяк, Куваевой, Борисовой.
– Назовите самые важные для вас правила на посту главы.
– Не обманывать людей, обещая решение проблем на длительную перспективу, решать быстро, искать альтернативу, которая удовлетворит заявителя. Пришёл главой – не отсиживаться, всё, что ты делаешь, касается живых людей, тебе верят, на тебя надеются. Высокая работоспособность, отсутствие графика с 8.00 до 17.00, сутки – это норма, людям ты можешь понадобиться в любое время. Всё, что ты делаешь, должно иметь конечный положительный результат. Не работай в ожидании спасибо, скажи себе спасибо сам, когда видишь, что что-то улучшил для населения и территории.
– Спасибо, Владимир Иванович, с праздником вас и ваших коллег. Пусть всё задуманное удаётся!
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Коллектив администрации Обуховского сельского поселения. Первый ряд: Алёна Александровна Стрекалова, Владимир Иванович Верхорубов, Анастасия Андреевна Якимова, Юлия Владимировна Мальцева. Второй ряд (стоят): Андрей Иванович Сметанин, Евгения Андреевна Цыбуленко, Светлана Анатольевна Королёва, Наталья Сергеевна Калугина, Александр Петрович Чистяков, Наталья Сергеевна Анохина, Юлия Леонидовна Порошина.
© Редакция газеты «Камышловские известия»