Сб, 14 Дек. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 14 Дек. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Такая работа: встречать и провожать поезда
06 августа 2023, 12:00

Такая работа: встречать и провожать поезда



В продолжение темы

Галина ШИПИЦЫНА

…Маленькая Оля впервые идёт вдоль железнодорожных путей и заворожённо смотрит на светофоры, какие красивые у них огоньки: красные, синие, зелёные. С тех пор прошло много лет, девочка давно выросла. А 10 июля 2023 года приказом ОАО «РЖД» дежурная по станции Аксариха О.А. Мартьянова награждена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».

Ольга Анатольевна Мартьянова
Уже три десятка лет подряд Ольга Анатольевна организует движение поездов на своей маленькой, но важной (потому что неважных на железной дороге нет) станции. И с первых же минут, когда начинает рассказ о своей профессии, понятно: она очень любит свою работу, знает все её тонкости, сложности, не боится трудностей. 30 лет на ответственном посту – это целая жизнь.

А ведь учиться на дежурную совсем не хотела, собиралась поступать на швею, но в СПТУ-16 не хватило мест для всех желающих, и Ольге предложили другую специальность.

– Решила: попробую. И учёба пошла сразу, все оценки были хорошие, на занятиях всё понимала, – вспоминает Ольга Анатольевна. – И мне очень понравилось учиться. Но когда в 17 лет первый раз пришла на станцию и увидела рабочее место дежурного, то испугалась и выбежала. Отец поймал меня в коридоре за руку и сказал: «Ты приехала, значит учись и работай». Вот с тех пор и работаю. Оказалось несложно, главное – всё понять и запомнить.

Когда Ольге Анатольевне исполнилось 18, начала работать стажёром дежурной, потом окончила заочно техникум по специальности и поняла, что профессию выбрала для себя верно.

– Наша работа, – говорит она, – организовывать пропуск поездов, переводить стрелки, открывать сигналы светофоров, принимать участие в смене бригад. Раньше в наши обязанности входило ещё выходить с флажком или ручным сигнальным диском, чтобы встречать и провожать каждый поезд. Пока проводишь, прибежишь, всё запишешь, вызовешь соседнюю станцию сообщить о проходе, а там уже встречный идёт – бежишь уже его встречать. Сейчас это отменили, но работы всё равно много.

Станция Аксариха небольшая, протянулась на расстояние двух километров, находится на участке с особо интенсивным движением, расположена на главном ходу Транссиба.

– Сейчас поездов намного больше, чем раньше, – продолжает Ольга Анатольевна. – Нужно успевать следить за работой на пульте, заносить все данные в журналы и в компьютерные программы. Работа очень ответственная, часто возникают нестандартные ситуации, нужна хорошая реакция, чтобы быстро принимать решения, согласовывать их с дежурным диспетчером, который находится в Дорожном центре управления перевозками в Екатеринбурге и управляет движением по всему нашему участку (от Пышминской до Тугулыма).

Среди дежурных по станциям молодёжи не очень много, поскольку и работа сложная, часто ночные смены, когда особенно тяжело сохранять внимание и сосредоточенность, и престиж профессии уже далеко не тот, что раньше. Да и сотовыми телефонами пользоваться во время работы запрещено.

– Но когда в работу вникают, понимают её, многим нравится, и они остаются, – говорит О.А. Мартьянова, которая много лет сама является наставником молодых и обучила уже не одну дежурную по станции. – Всё приходит с опытом: быстрота реакции, умение работать одновременно в нескольких направлениях, действовать в нестандартных ситуациях. Всё зависит от человека. Современная техника, конечно, помогает в работе, но человеческий фактор остаётся на первом месте.

Ольга Анатольевна рассказала и о том, как в её долгой работе однажды произошла такая ситуация. Было ей тогда 20 с небольшим лет, когда допустила ошибку дежурная по переезду и открыла шлагбаум перед прохождением скорого поезда. И на рельсах застрял рейсовый автобус. Дежурная на переезде растерялась и не смогла действовать оперативно, в результате был допущен наезд поезда на автобус. Никто не пострадал, все: и машинист, и водитель, и сама Ольга Анатольевна – в этой ситуации действовали правильно, и поезд пошёл дальше.

Читайте также:  Награды к празднику

– Это было утром, перед концом смены, – рассказывает она. – И мне тогда сказали, что все мои действия были правильными, даже похвалили. А я всё близко к сердцу принимала и всё равно очень переживала. Бывали ситуации, когда отказывала автоматика, и стрелки теряли контроль, в этом случае тоже надо действовать быстро. За 30 лет чего только не было. Когда что-то случается, начинают оперативно действовать все службы на станции, каждый на своём месте исправляет ситуацию. А я остаюсь на своём – координирую их действия и согласую с диспетчером. Мы все работаем в одной связке: машинисты, путейцы, механики, электрики, и я здесь, внутри станции, ими управляю. Такая работа: надо всё успеть быстро, но при этом нельзя торопиться, потому что в спешке легко ошибиться, что-то упустить, не выполнить инструкцию.

Ольга Анатольевна много читает по специальности, смотрит обучающие фильмы. Как она говорит, учится на своих и чужих ошибках: как избежать форс-мажорных ситуаций, как поступила бы, оказавшись на том месте. Обучение, сдачи контрольных тестов у них проходят постоянно.

Есть ещё одна обязанность дежурной по станции. Если состав встаёт на длительную стоянку, под колёса первого и последнего вагонов локомотивная бригада укладывает тормозные башмаки. И дежурная по станции обязана проверить, нет ли нарушений в их установке. А поезд бывает и два километра длиной, и в любое время года и суток надо обежать вокруг и тщательно всё проверить.

– Проверять башмаки нужно обязательно, мне это объяснили с первых дней работы, и я запомнила на всю жизнь, так как от этого зависит безопасность движения. Наша работа интересная, совершенно не монотонная, ситуации каждую смену разные, много переговоров по телефону, в эфире – с дежурным диспетчером, дежурными на других станциях. Но несмотря на трудности, мне она очень нравится. Как в детстве я любовалась огнями светофоров, так и сейчас продолжаю… 

Фото Андрея Зайкова
На фото. Дежурная по станции Аксариха Ольга Анатольевна Мартьянова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.