В продолжение темы
Галина ШИПИЦЫНА
…Маленькая Оля впервые идёт вдоль железнодорожных путей и заворожённо смотрит на светофоры, какие красивые у них огоньки: красные, синие, зелёные. С тех пор прошло много лет, девочка давно выросла. А 10 июля 2023 года приказом ОАО «РЖД» дежурная по станции Аксариха О.А. Мартьянова награждена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».
Ольга Анатольевна Мартьянова
А ведь учиться на дежурную совсем не хотела, собиралась поступать на швею, но в СПТУ-16 не хватило мест для всех желающих, и Ольге предложили другую специальность.
– Решила: попробую. И учёба пошла сразу, все оценки были хорошие, на занятиях всё понимала, – вспоминает Ольга Анатольевна. – И мне очень понравилось учиться. Но когда в 17 лет первый раз пришла на станцию и увидела рабочее место дежурного, то испугалась и выбежала. Отец поймал меня в коридоре за руку и сказал: «Ты приехала, значит учись и работай». Вот с тех пор и работаю. Оказалось несложно, главное – всё понять и запомнить.
Когда Ольге Анатольевне исполнилось 18, начала работать стажёром дежурной, потом окончила заочно техникум по специальности и поняла, что профессию выбрала для себя верно.
– Наша работа, – говорит она, – организовывать пропуск поездов, переводить стрелки, открывать сигналы светофоров, принимать участие в смене бригад. Раньше в наши обязанности входило ещё выходить с флажком или ручным сигнальным диском, чтобы встречать и провожать каждый поезд. Пока проводишь, прибежишь, всё запишешь, вызовешь соседнюю станцию сообщить о проходе, а там уже встречный идёт – бежишь уже его встречать. Сейчас это отменили, но работы всё равно много.
Станция Аксариха небольшая, протянулась на расстояние двух километров, находится на участке с особо интенсивным движением, расположена на главном ходу Транссиба.
– Сейчас поездов намного больше, чем раньше, – продолжает Ольга Анатольевна. – Нужно успевать следить за работой на пульте, заносить все данные в журналы и в компьютерные программы. Работа очень ответственная, часто возникают нестандартные ситуации, нужна хорошая реакция, чтобы быстро принимать решения, согласовывать их с дежурным диспетчером, который находится в Дорожном центре управления перевозками в Екатеринбурге и управляет движением по всему нашему участку (от Пышминской до Тугулыма).
Среди дежурных по станциям молодёжи не очень много, поскольку и работа сложная, часто ночные смены, когда особенно тяжело сохранять внимание и сосредоточенность, и престиж профессии уже далеко не тот, что раньше. Да и сотовыми телефонами пользоваться во время работы запрещено.
– Но когда в работу вникают, понимают её, многим нравится, и они остаются, – говорит О.А. Мартьянова, которая много лет сама является наставником молодых и обучила уже не одну дежурную по станции. – Всё приходит с опытом: быстрота реакции, умение работать одновременно в нескольких направлениях, действовать в нестандартных ситуациях. Всё зависит от человека. Современная техника, конечно, помогает в работе, но человеческий фактор остаётся на первом месте.
Ольга Анатольевна рассказала и о том, как в её долгой работе однажды произошла такая ситуация. Было ей тогда 20 с небольшим лет, когда допустила ошибку дежурная по переезду и открыла шлагбаум перед прохождением скорого поезда. И на рельсах застрял рейсовый автобус. Дежурная на переезде растерялась и не смогла действовать оперативно, в результате был допущен наезд поезда на автобус. Никто не пострадал, все: и машинист, и водитель, и сама Ольга Анатольевна – в этой ситуации действовали правильно, и поезд пошёл дальше.
– Это было утром, перед концом смены, – рассказывает она. – И мне тогда сказали, что все мои действия были правильными, даже похвалили. А я всё близко к сердцу принимала и всё равно очень переживала. Бывали ситуации, когда отказывала автоматика, и стрелки теряли контроль, в этом случае тоже надо действовать быстро. За 30 лет чего только не было. Когда что-то случается, начинают оперативно действовать все службы на станции, каждый на своём месте исправляет ситуацию. А я остаюсь на своём – координирую их действия и согласую с диспетчером. Мы все работаем в одной связке: машинисты, путейцы, механики, электрики, и я здесь, внутри станции, ими управляю. Такая работа: надо всё успеть быстро, но при этом нельзя торопиться, потому что в спешке легко ошибиться, что-то упустить, не выполнить инструкцию.
Ольга Анатольевна много читает по специальности, смотрит обучающие фильмы. Как она говорит, учится на своих и чужих ошибках: как избежать форс-мажорных ситуаций, как поступила бы, оказавшись на том месте. Обучение, сдачи контрольных тестов у них проходят постоянно.
Есть ещё одна обязанность дежурной по станции. Если состав встаёт на длительную стоянку, под колёса первого и последнего вагонов локомотивная бригада укладывает тормозные башмаки. И дежурная по станции обязана проверить, нет ли нарушений в их установке. А поезд бывает и два километра длиной, и в любое время года и суток надо обежать вокруг и тщательно всё проверить.
– Проверять башмаки нужно обязательно, мне это объяснили с первых дней работы, и я запомнила на всю жизнь, так как от этого зависит безопасность движения. Наша работа интересная, совершенно не монотонная, ситуации каждую смену разные, много переговоров по телефону, в эфире – с дежурным диспетчером, дежурными на других станциях. Но несмотря на трудности, мне она очень нравится. Как в детстве я любовалась огнями светофоров, так и сейчас продолжаю…
Фото Андрея Зайкова
На фото. Дежурная по станции Аксариха Ольга Анатольевна Мартьянова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»