Сергей ОЗОРНИН.
Совсем недавно, в январе, при главе Камышлова состоялось ежегодное чествование учащихся, победителей муниципального этапа олимпиад, девять из них вышли на областной уровень. Также прошёл муниципальный этап регионального конкурса «Ученик года», в котором участвовали талантливые дети школ города. После этих мероприятий у нас состоялся разговор о городской системе образования с исполняющим обязанности председателя комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи администрации Камышловского городского округа О.М. Кузнецовой.
Ольга Михайловна Кузнецова, исполняющий обязанности председателя комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи администрации Камышловского городского округа. До этого год проработала в должности директора Центра обеспечения деятельности городской системы образования. Педагогический стаж 20 лет, работала в детском саду № 16 учителем-логопедом. Имеет три диплома по квалификации «Учитель начальных классов», «Учитель-логопед» и «Магистр филологического образования»
– Ольга Михайловна, в январе мы убедились, что в Камышлове много талантливых детей. Как считаете, что этому способствует?
– Конечно, каждый ребёнок по-своему талантлив, у кого-то талант проявляется раньше, у кого-то позднее. В городе созданы хорошие условия для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей. Причём мы сознательно не называем их одарёнными (от слова дар божий), мы говорим о детях с высокой мотивацией к обучению, способных и целеустремлённых, у них есть чёткий план, которому они следуют и добиваются поставленных целей. Для таких детей в каждом учреждении у нас созданы все условия. В школах и детских садах разработаны специальные дополнительные программы. Они называются по-разному, но цель у них одна – выстроить траекторию развития ребёнка от детского сада до выпуска из школы. Поэтому мы отслеживаем результаты детей начиная уже с дошкольного возраста.
К примеру, второй год на базе детского сада № 170, который является федеральной инновационной площадкой по работе с талантливыми детьми, проходит конкурс «Я – исследователь», в рамках которого дети с педагогами представляют свои исследовательские научные проекты по разным направлениям. Также Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» мы будем проводить во второй раз. В прошлом году на него было подано более 300 заявок из многих субъектов Российской Федерации. Он проходит на базе детского сада № 4 – Центра развития ребёнка, который тоже имеет статус федеральной инновационной площадки по работе с талантливыми детьми.
Дети нашего города участвуют в «Робофесте». Это значимый областной конкурс, куда дошкольники практически не допускаются. Но наши учреждения настолько ярко представили свои проекты на отборочном туре в прошлом году, что их запомнили и пригласили в этом году на конкурс. В конкурсах по техническому творчеству принимают активное участие и учащиеся школ. Причём не просто участвуют, но и побеждают.
Кроме этого, уже неоднократно образовательные смены фонда «Золотое сечение» (фонд по поддержке талантливых детей, созданный губернатором Свердловской области) посетили 13 наших учащихся по направлениям «Наука», «Медицина», «Промышленные вызовы Урала», «IT-технологии». По возвращении оттуда у детей меняется мировоззрение. Не так давно три ребёнка прошли специальный отбор и были приглашены в образовательный центр «Сириус» (Сочи), куда попасть очень сложно. Наши дети постоянно ездят в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Москву для участия во Всероссийских конкурсах «Меня оценят в XXI веке», «Достояние России» и ещё множестве других, куда детей приглашают, потому что по итогам заочного тура они занимают первые места. В очном этапе они также нередко добиваются высоких результатов.
– Одна старшеклассница когда-то рассказала, что самостоятельно участвовала в интернет-конкурсах и заочных олимпиадах. И когда собрала солидное портфолио, подала заявку и поехала на смену в «Артек». То есть талантливые дети не очень-то нуждаются в помощи педагогов?
– Искусство педагога – сделать так, чтобы ученик думал, что он сам всего добивается. Кто дал ему эти возможности? Кто научил грамотно пользоваться интернет-ресурсами? Кто научил проектной деятельности? Если бы не было талантливых педагогов, то и дети не смогли стать успешными. Одно дело сделать за ребёнка и заработать себе галочку, и совсем другое – научить его самостоятельно идти по жизни, стремиться к совершенствованию и добиваться успехов.
– Камышловские педагоги очень активны. Расскажите немного об их достижениях.
Наши педагоги ежегодно получают премии губернатора Свердловской области за особые достижения. Они представляют в Министерство и различные ведомства результаты своей работы, и когда из 400 претендентов выбирают трёх из нашей территории, это высокий результат. В 2019 году премию губернатора получили Наталья Пономарёва из лицея № 5, Наталья Якимова из школы № 3, Яна Лабутина из детского сада № 92. Если бы не было таких профессионалов, наши дети не смогли бы так хорошо проходить государственную итоговую аттестацию. У нас есть стобалльники и те, кто получили 95-98 баллов, это хорошие образовательные результаты. Если у нас два года назад было девять медалистов, то в 2019-м уже 14. Хорошая динамика. Если год назад у нас в «Золотом сечении» было два ребёнка, то сегодня их 13, это для нас огромный прорыв. Мы гордимся этими достижениями, нашими детьми и педагогами.
– Несмотря на то что в Камышлове на образование расходуются немалые средства, образовательные учреждения получают и дополнительное финансирование в виде грантов.
– У руля детских садов и школ города стоят грамотные руководители, профессионалы, каждый на своём месте, каждый умеет принимать решения, быть лидером, вести за собой коллектив. Это очень важно. Если бы не было таких управленческих команд, у нас не было бы столько дополнительных средств. Шесть грантов за год, вряд ли ещё где-то такое есть. Лицей № 5 в качестве гранта во Всероссийском фестивале «Футбол в школу» получил спортивное оборудование. Детский сад № 16 за проект «Шахматный клуб» получил 200 тысяч рублей от благотворительного фонда «Синара». Детский сад № 14 выиграл грант Министерства просвещения Российской Федерации в размере 1 млн рублей и получил областное софинансирование в размере 200 тысяч рублей, затем этот же детский сад победил в конкурсном отборе и получил современное оборудование на сумму около 300 тысяч рублей. Детский сад № 170 не так давно выиграл 500 тысяч в рамках проекта «Уральская инженерная школа». И школа № 7 стала победителем в конкурсе «Школа» Рыбаков-Фонда, вошла в двадцатку лучших школ России и получила грант 500 тысяч как лучшая управленческая команда.
У многих после получения гранта появляется азарт, жажда победы, они готовы снова пробовать себя в конкурсном отборе. Несколько образовательных организаций уже сейчас заявились для участия в конкурсах для получения гранта. Мы с нетерпением ждём результатов. То есть мы не просим денег, а, можно сказать, зарабатываем самостоятельно, с помощью грантовой поддержки стремимся улучшить свою материально-техническую базу в зависимости от потребностей того или иного учреждения.
Все эти достижения стали возможны благодаря поддержке со стороны администрации и Думы Камышловского городского округа, любые наши проекты и инициативы принимаются, рассматриваются, ведь всё это необходимо для позиционирования и продвижения нашей территории.
Глубоко убеждена, что, принимая важные стратегические решения, нужно не просто смотреть вдаль, а видеть перспективы, как тот или иной проект сможет повлиять на развитие школы, детского сада и территории в целом. Для того чтобы мобильно решать управленческие задачи, мы создали совет директоров школ и совет руководителей дошкольных образовательных учреждений. И они действительно предлагают хорошие перспективные идеи, которые воплощаем совместно. Мы – комитет по образованию и педколлективы – работаем одной командой, прислушиваемся к мнению друг друга. Вообще, командное управление – это самый высокий уровень взаимодействия.
– Что нового произошло за последнее время, и какие планы на 2020 год?
– Каждая наша школа или детский сад имеют свою уникальную особенность. У каждого есть свой неповторимый путь развития. Тогда и работать интереснее, можно экспериментировать, демонстрировать свои результаты, делиться опытом. В рамках повседневной работы рано или поздно наступает стагнация, работа становится рутиной. Развитие возможно только когда выходишь за рамки основной деятельности.
Поэтому в 2020 году будем продолжать грантовую деятельность и сможем реализовать социальные проекты, будем продолжать создавать условия для высоких достижений всех детей, поддерживать молодёжные общественные организации и инициативы, такие, как Российское движение школьников, юнармия, волонтёрство. Например, в этом году планируем создать юнармейский отряд в школе № 3. Уже сейчас понятно, что в 2021 году в этой школе появится образовательный центр «Точка роста».
1 октября мы присоединились к Российскому движению школьников (РДШ), приказом комитета утвердили состав представителей РДШ в Камышлове, назначили ответственных. Этим будет заниматься Дом детского творчества. В состав РДШ входят лидеры, представители всех школ, а направлений их деятельности будет много – патриотика, волонтёрство, медиасфера. Многие массовые городские мероприятия будут проходить с участием Российского движения школьников.
Так что впереди нас ждёт большая работа. Всё то, за что мы берёмся, нужно выполнить качественно. Мыслить стратегически, двигаться вперёд к поставленным целям – в этом заключается секрет успеха городской системы образования.
– Спасибо, Ольга Михайловна, за беседу. Желаем нашим детям и педагогам дальнейших успехов.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»