Чем отличается сельское самоуправление от городского? Не масштабами, хотя и ими, конечно, тоже. И не проблемами, которые приходится решать, поскольку, по большому счёту, они одни и те же. И даже не кругом полномочий. А тем, что представители власти на селе – «свои» люди, живущие по соседству, которых с детства знают все, и они знают всех и обо всём, чем живут деревни и сёла. Потому что здесь всё рядом, всё как на ладони, и «от людей на деревне не спрятаться».
До 2005 года в Камышловском районе было 15 сельских советов со своими руководителями и штатом. Сегодня сельсоветов осталось 13, и они объединены в пять поселений, а председателей на посту сменили главы администраций. Что-то изменилось в функциях, что-то нет. Но самое главное в работе местного самоуправления осталось:
– Это люди, с которыми мы работали и работаем. Каким бы ни был тот, кто пришёл в администрацию, в первую очередь он человек. И с каждым нужно поговорить, выслушать, постараться помочь, – так о своей работе рассказывают специалисты сельских советов Зоя Михайловна Кашина, Валентина Яковлевна Шаркова и Любовь Михайловна Поторочина, женщины в своих сёлах известные, артистки, хозяюшки, жёны, мамы и бабушки. А сегодня они рассказывают о своей профессии, которой отдали много лет и часть души.
Человечности, желанию помочь, ответственному отношению к работе не научат ни в одном вузе, не расскажут ни на одних курсах менеджмента. Кстати, ни одна из моих собеседниц не училась на представителя власти. Зоя Михайловна и Любовь Михайловна – «родом» из культуры, библиотечные работники, Валентина Яковлевна – товаровед. Доброжелательные, улыбчивые, обаятельные, им пришлось работать в самые трудные девяностые годы, когда происходила смена власти, смена названий, должностей, структуры, хотя суть оставалась всегда одной: секретарь сельсовета, специалист или зам. главы администрации, твоя задача – помогать людям решать жизненные вопросы, порой выходящие далеко за рамки профессиональных обязанностей.
Каждая из моих героинь работала в своём селе. Зоя Михайловна – в Зареченском сельсовете (в Баранниковой), Валентина Яковлевна – в Скатинском, а Любовь Михайловна в 80-е была председателем исполкома Ожгихинского сельсовета, потом главой администрации Ожгихинского сельсовета, а когда сельсовет там упразднили, стала специалистом администрации Зареченского сельского поселения, где трудится и сегодня.
А обязанностей у сотрудников сельсоветов в 80-90-е было очень много: выполняли на селе работу ЗАГСа, паспортного стола, собирали налоги и платежи, выдавали справки, обеспечивали пенсионеров дровами, посещали неблагополучные семьи. Всего и не перечислишь.
– Первое время я ничего не знала, не умела и очень боялась, – вспоминает Валентина Яковлевна. – Я же всё знала про торговлю, а тут уговорили пойти работать в сельсовет. Мне очень нравилась моя работа! Разнообразная, интересная, всегда с людьми. Какие мы праздники устраивали, когда детишек регистрировали, сценарии придумывали! Я всегда говорила: иду на работу, как на праздник! А сейчас многие функции из сельских администраций перевели в городские учреждения, и это очень неудобно, когда приходится ехать в город и терять полдня ради одной справки. Жаль, что деревню не ценят.
А ещё специалисты администрации вели и ведут похозяйственные книги, где учитываются все сельские подворья. Это сейчас осталось три коровы на всю деревню, а раньше в одной только Скате в деревенском стаде было 277 голов!
– Все деревни пешком обходила, – продолжает Валентина Яковлевна, – в каждый дом нужно было зайти. Если там собака, печенюшку ей брошу и захожу, переписываю. А попробуй раньше хоть телёнка пропусти! Очень строго с этим было!
Они всегда на виду – участвуют в клубной самодеятельности, занимаются общественной жизнью, им по-другому нельзя, потому что так издавна повелось: равняются в селе на учителей и работников сельских советов.
– Сколько лет уже не работаю, – рассказывает Зоя Михайловна, – а когда иду по улице, до сих пор здороваются, останавливают, о проблемах своих рассказывают – по старой памяти. Раз люди вспоминают, значит, всё делала правильно.
– Мы стараемся ладить со всеми – маленькими и большими, – продолжает Любовь Михайловна. – Находить со всеми общий язык. Конечно, всякое бывало, каждому мил не будешь. Но такая наша работа – в первую очередь для людей.
А Валентина Яковлевна добавляет:
– Мы же власть на селе, куда людям ещё идти? Раньше шли прямо к нам, а сейчас, конечно, сразу обращаются к главе поселения. Я считаю, что наш нынешний глава В.В. Михаленко на своём месте. Он всегда выслушает. У нас 13 населённых пунктов, и в каждом за четыре года провели какую-то работу: поменяли отопление, водопровод, отремонтировали дороги, сделали уличное освещение. Сейчас уверена, что голосовала за него не зря.
Вот такие они – неравнодушные, активные, интересные, энергичные. Именно такими и должны, по-моему, быть представители местного самоуправления.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Специалисты местного самоуправления Валентина Яковлевна Шаркова, Любовь Михайловна Поторочина и Зоя Михайловна Кашина.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Наверное единственное место,где слушают людей,при нынешнем строе другой принцип-в первую очередь деньги.
Интересный рассказ!
Повседневная работа властных структур, как правило, мало известна, а в чём-то и засекречена, поэтому интересно было прочитать, откуда пришли и как работали люди в сельских администрациях. Меня поразило вот это:»Это сейчас осталось три коровы на всю деревню, а раньше в одной только Скате в деревенском стаде было 277 голов!» В 2016 году Россия закупила в государстве Беларусь молочной продукции на 1,7 миллиарда долларов, в том числе сухого молока на 240 миллионов; выходит, всё молочное стадо коров Камышловского района даёт собственной продукции для жителей города и района всего на несколько дней в году, а остальное молоко производят молочные заводы всей России из сухого молока других стран, грустно… Много денег, что зарабатывает страна на продаже энергоресурсов и другого сырья , уходит на покупку за рубежом продуктов и товаров, которые с успехом можно и должны производить в России.