По вечерам пью китайский чай, настоящий, из самой Поднебесной, греющий душу и навевающий приятные воспоминания. Там всё поражает, там всё великое: в огромной стране живет почти полтора миллиарда человек – больше всех в мире. Китайцы гордятся тем, что их цивилизации уже четыре тысячи лет.
Грандиозная постройка древности
Еще на подступах к Великой китайской стене охватывает волнение. 2400-километровым «драконом» стена извивается по горам и долинам. По его «спине» нам и предстоит пройти. Легко сказать! Довольно высокие ступени вперемежку с небольшими площадками круто ведут вверх. Если бы не поручни вдоль кирпичной кладки, пришлось бы туго. Карабкаемся, беря ориентир до первой башни. Рядом тоже пыхтят, преодолевая высоту, туристы из других стран, и, что удивительно, много самих китайцев. Хотя что тут удивительного: страна большая, и все хотят посмотреть одну из самых главных примечательностей своей страны. Великая стена, кстати, видна даже из космоса.
Наконец башня покорена. Сверху из окон-бойниц глядим-любуемся необъятными просторами Поднебесной. Если напрячь воображение и перенестись на тысячи лет назад, можно представить себя часовым, который с помощью горящего факела передавал сведения о продвижении вражеских войск, ведь до Пекина всего 70 километров. Или услышать топот копыт коней всадников, в те далекие времена участки стены служили скоростной дорогой. И кто знает, может, проезжал по ней первый император Китая Ши Хуанди, по чьему приказу строилась Великая стена, предназначение которой было оборонять государство от варваров. Эта постройка заслуженно стала визитной карточкой Китая.
А вот и приятный сюрприз для покорителей высоты. Хотя Китай не назовешь дорогой страной, но здесь, на вершине, в магазинчике цены на сувениры на порядок ниже, чем у подножья. Затем одних ждет восхождение на следующие башни, а другие, в том числе мы, предпочли спуск.
Запретный город
Запретный потому, что простолюдины не допускались в город, где жили императоры, их слуги, чиновники, семьи. Чтобы попасть туда, проходим главную площадь Пекина – Тяньаньмэнь, тоже самую большую в мире – вмещает миллион человек. Высоко на стене на это бурлящее людское море смотрит с портрета Мао Цзэдун, руководивший страной 27 лет. Тут же на площади и гигантский мавзолей первого руководителя КНР, куда каждый день выстраиваются очереди. Но мы спешим в Запретный город, куда ведут аж трое ворот. Пройдя первые под названием «Небесное спокойствие», переносимся из Китайской Народной Республики в императорский Китай.
В дворцовом комплексе, окруженном высокой каменной стеной и глубоким рвом, императоры проводили большую часть своей жизни. Великолепие построек поражает, во всем преобладает красный цвет: ткани, дерево, стекло, колонны, крыши, стены, ворота. Обращаем внимание, что на всех старинных воротах, в каждом ряду по девять гвоздей с массивными шляпками, что не случайно. «Девять» по-китайски звучит как «долговечный». Если четыре раза повторишь цифру, то это воспринимается как пожелание долгой, счастливой жизни.
Сам император восседал на троне, его высота 37,5 метра, в зале дворца Высшей гармонии. Многие века это здание оставалось самым высоким в Пекине – выше строить не разрешалось никому под страхом смерти. Как и носить одежды из желтой ткани. Этот цвет считался исключительно императорским.
Символы злых и добрых духов в улицах этого города на каждом шагу. Журавль – счастье, львы – могущество, черепаха сулит долголетие. Постоишь рядом, прикоснешься рукой – авось, повезет в жизни. Верили же в чудо жители Древнего Китая, поверим и мы.
Молились правители в Храме Неба. Главное святилище Поднебесной не минует ни одна экскурсия. Высокая лестница ведет в круглое сооружение. По китайской традиции, круг – символ неба, и только император в стенах храма мог обращаться к небесам с молитвами о процветании государства. Он заклинал ветер, дождь, жару, холод появляться согласно природным циклам, тогда будет хороший урожай.
Прогулка по императорским владениям привела в сад эпохи правления династии Цин – с пагодой, озером, летним дворцом. День был жаркий, а тенистые аллеи цветущих деревьев и кустарников дарили прохладу. Цвели древовидные пионы – любимые цветы китайцев, они считают их лучшим объектом для созерцания. Есть даже правило: смотреть на красоту надо по утрам, чтобы создать себе настроение на весь день. В Китае древовидные пионы растут до 500 лет, еще и потомки любуются кустами, посаженными предками.
Утка по-пекински
Быть в Китае и не попробовать знаменитую печеную утку! Вот и мы не упустили случая. В сверкающем вечерними огнями ресторане нас усаживают за стол с крутящимся кругом в центре, куда девушки-официантки ставят и ставят большие тарелки. Еда незнакомая, и хочется попробовать всё, узнать, что такое китайская кухня. Но сначала дают острый суп – возбудить аппетит, и тем самым, как говорят китайцы, создать гармонию тела и души, получить благостное ощущение от пищи.
Появлению на столах главного блюда вечера предшествует настоящий спектакль. Румяную, с аппетитной корочкой утку торжественно приносит в зал сам повар. На виду у всех на специальном столике начинает разрезать ее на тонкие кусочки. Тем временем нам разносят тонкие, почти прозрачные лепешки размером меньше блюдца, в которые мы и заворачиваем утиное мясо. Потом все это сдабривается кисло-сладким соусом, тоже непривычным по вкусу. Но приятным! Ощущение такое, что ты съел калорийную бомбу. Браво китайской кухне!
И уж, конечно, ни один гость Пекина не преминет поучаствовать в чайной церемонии – многовековой традиции, идущей от древних китайцев. Они-то и подарили миру чай. Заваривать и пить его – целая наука, которую преподносят в Чайном доме столицы. Самая большая польза от напитка в первые 15 минут после заваривания, доливать кипяток в опустевший чайник – что мы часто делаем – бесполезно и даже вредно. Не годится ни холодный, ни слишком горячий напиток, 40-50 градусов – в самый раз. Такой чай бодрит, улучшает настроение, обостряет зрение.
Китайские картинки
Всё в Китае в диковинку. Вот по улице гуляет семья: молодая пара, ее пожилые родители и на всех один малыш в коляске. Дети в этой густонаселенной стране – большая роскошь. Позволительно иметь только одного ребенка, за второго уже надо платить налог. Конечно, все хотят, чтобы родился мальчик (девочка – это почти катастрофа), который потом будет кормить старых родителей. Однако кампания под лозунгом «Одна семья – один ребенок» уже приносит нежелательные плоды: «маленьких императоров», как их окрестил народ, становится больше, чем девочек, и в будущем им может не хватить невест.
Сворачиваешь за угол и попадаешь в старый одноэтажный Китай, где по узким улицам ездят рикши. Хочешь прокатиться, плати 10 юаней. Платим, едем, чуть ли не задевая веревки с бельем, стариков, азартно играющих тут же, на улице, в национальную игру – маджонг, нечто среднее между домино и картами.
В парке в центре Пекина мы увидели удивительную картину: под мелодию «Голубого Дуная» сотни пожилых людей с упоением танцевали вальс. На другой большой площадке в этот утренний час тоже многочисленные ряды пенсионеров делали гимнастические упражнения. Как нам объяснили, гимнастика тайцзицюань с давних времен практикуется в Китае. Каждый день городские скверы и парки заполняются людьми, совершающими медленные плавные движения. Этот ритуал позволяет оставаться в хорошей форме до самой старости.
Молодежь же предпочитает кунфу – один из видов традиционного боевого искусства. Обучение стоит 50 долларов в месяц, шесть лет дети учатся приемам борьбы, а также изучают технику боя пяти животных: журавля, ужа, дракона, пантеры и тигра. И это не просто борьба и упражнения на выносливость, это богатая духовная традиция.
Китайцы вообще придают огромное значение традициям. В Поднебесной распространено древнее философское учение инь – ян. Инь – темное начало, пассивность, смерть, печаль. Ян – это свет, активность, мужественность, жизнь, радость. Считается, что всё на земле содержит в себе оба начала, но рано или поздно противоположности бывают уравновешены, и нужно стремиться к достижению в себе гармонии, равновесия, наполнять жизненной энергией тело и душу. Молитва, обращенная к небу, тоже помогает найти путь в жизни собственным силам. Это и есть путь к долголетию. Так думают китайцы.
Уезжать из Китая не хотелось. Осталось еще столько неувиденного. Чудо из чудес – раскопанная терракотовая армия из восьми тысяч воинов в полный рост первого императора Китая, жившего до нашей эры! Не посмотрели древнейшую китайскую оперу, где 300 лет идет один и тот же спектакль, а женские роли исполняют мужчины. Не сбылась мечта побывать в Шаолине – родине боевого искусства ушу и кунфу…
Татьяна ИВАНОВА.
Фото автора.
© Редакция газеты «Камышловские известия»