Надежда ПАДЕРИНА.
Светлана Никоновна Романюк, Наталья Николаевна Пульникова, Людмила Александровна Белокурова. Эти женщины пришли в типографию в начале 70-х годов. Я тогда была секретарем объединенной комсомольской организации редакции и типографии. Приходу молодых специалистов руководство обеих организаций всегда было радо. Мы хоть и в разных системах работали, но цели и задачи были одни — выпуск газеты, основной нашей продукции. Правда, Светлана к выпуску газеты на первых порах отношения не имела. Она, педагог по образованию, осваивала наборное дело, но когда старейший метранпаж Л.А. Черемных уходила на пенсию, свое дело Лидия Александровна передала Светлане Никоновне.
Каждая газета состояла из четырех полос. Полоса после линотипного набора — это более 20 килограммов веса. Молодой женщине приходилось в течение дня по несколько раз менять на наборном верстаке для правки эти тяжелые полосы. Новоиспеченный метранпаж тогда кое-что придумала, чтобы как можно реже двигать полосы с места на место. Принесет, бывало, правку с линотипа, а строчки еще горячие. Раз, два… расставит их по местам, сама прочитает и новый оттиск несет корректору «на читку».
Светлане Никоновне пришлось осваивать офсет. С ее опытом работы, накопленными знаниями перейти на новый способ печати было легко. Она всегда добивалась высокого качества выполнения работы.
Наталья Пульникова и Людмила Белокурова поступили в типографию после окончания специального училища, обе они пришли с четвертым разрядом линотиписток. Основная их работа заключалась в наборе газетных материалов. Скорость, грамотность — вот главные требования, которые предъявлялись к работе девушек. На первых порах было тяжело, ведь теория и практика — это вещи разные, но хорошо, что рядом была опытная линотипистка Татьяна Ивановна Кремлева. Она подсказывала, помогала, и дело шло.
Если С.Н. Романюк до выхода на пенсию работала «на газете», то Н.Н. Пульникова и Л.А. Белокурова, отработав положенное время, перешли на другие участки типографии. Наталья Николаевна освоила переплетное дело, Людмила Александровна — печатное.
Все значимые события в жизни моих героинь проходили на глазах коллектива. Правда, Светлана поступила в типографию уже мамой двоих детей. Наталья и Людмила замуж выходили, работая уже в типографии, и своих дочек рожали, уходя в декретный отпуск из семьи полиграфистов. Все трое статус бабушек получили тоже здесь. Их дочки о работе своих мам знали чуть ли не с пеленок. Вспоминается, как их девочки пошли в первый класс, как закончили школу. И у каждой из этих женщин по одной из двух дочерей пришли трудиться в типографию.
Сначала это сделала Наташа Романюк, сейчас Рякина. Она несколько лет работала корректором в газете и читала полосы, которые верстала мама Света.
— На работу мамы я тогда взглянула совсем другими глазами, — вспоминает Н.В. Рякина. — Помню, как она быстро находила строчку с ошибкой на отлитой в металле полосе, с помощью шила доставала её из набора и вставляла исправленную. Я попыталась сделать это, — и не получилось, ведь строчки надо было читать в зеркальном отражении…
С тех пор прошло много лет. Наталья Валерьевна стала хорошим специалистом. Именно она в 1994 году, когда в типографии осваивался офсетный способ печати газеты, первой поехала на учебу в Верхнюю Пышму, а по возвращении села за компьютер и стала верстать газету. На этом этапе она с мамой поменялась эстафетной палочкой. Готовые полосы на проявку Светлана Никоновна принимала от Наташи.
В 2001 году в типографию пришла работать дочка Л.А. Белокуровой, тоже Наташа. Тогда в городе с работой было сложно, по своей бухгалтерской специальности девушка устроиться не смогла, а в наборном цехе освободилось место. Наташа решила попробовать. Именно тогда С.Н. Романюк стала собираться на заслуженный отдых. Она пошла к директору В.Г. Бессонову и сказала ему: «Определяйте ко мне в ученицы Наташу Белокурову, толк из нее будет». Наставник была права, на освоение у молодой женщины ушло совсем немного времени. Она стала монтажистом газет и бланков.
— Помню, что у меня ноги, руки тряслись, когда я в первый раз клеила газету, — рассказывает Наталья Нехороших. — Линейку из рук не выпускала, чтобы полосы ровно получились. Светлана Никоновна рядом стояла и успокаивала: «У тебя все получится». Я думаю, что она свое любимое дело передала мне с душой, поэтому у меня действительно все получилось. Кроме газет, Наталья делает бланочную продукцию, брошюры.
Ольга Гладких — это дочка Н.Н. Пульниковой. Оля поступила в типографию в 2008 году, когда здесь приобрели небольшую, но очень удобную машину для тиражирования страниц без иллюстраций. Такой печатной продукции производится в последнее время много, и печатает эти тиражи Ольга.
Вот так в нашей типографии из поколения в поколение, из рук в руки передаются любимое дело, знания и опыт.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»