С 2019 по 2024 годы на территории Российской Федерации действует национальный проект «Образование» (в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Общий бюджет – почти 784,5 млрд рублей. Министерство просвещения России планирует, что в результате его реализации будет обеспечена глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.
Одно из направлений – федеральный проект «Современная школа», в рамках которого в 2019 году в сельских школах будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в центрах образования «Точка роста».
Откроются Центры в сентябре 2019 года в 57 школах Свердловской области. На их создание из федерального бюджета направят более 80 млн рублей. В реализации проекта принимает участие и Камышловский район. О том, как ведётся подготовка и что планируется в школах района, рассказывает зам. начальника управления образования С.И. Прожерина.
– Светлана Ивановна, как район оказался участником проекта?
– Этому предшествовала большая работа: сначала – заявка на участие в предварительном отборе, затем – участие в окончательном отборе среди муниципальных образований, расположенных на территории области. Отбор мы прошли и были включены в перечень 36 территорий, которым в 2019 году будет предоставлена субсидия из областного бюджета на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков.
– Какие новшества ждут педагогов, учащихся и их родителей? И в каких именно школах?
– В Камышловском районе откроются три Центра на базе Скатинской, Обуховской и Порошинской школ. Они создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах и направлены на формирование современных компетенций и навыков у школьников, в том числе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». А совокупность образовательных организаций, на базе которых создаются Центры, составит федеральную сеть «Точка роста».
– В чём заключаются задачи Центров?
– Прежде всего – создание условий для внедрения на всех уровнях школьного образования новых методов обучения и воспитания, технологий для освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, соответственно обновятся содержание и методы обучения в названных предметных областях.
Кроме того, Центр может способствовать развитию общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой и социальной самореализации детей, педагогов и родительской общественности.
– Участниками проекта станут педагоги и учащиеся только трёх районных школ?
– В первую очередь, конечно, они, то есть предполагается стопроцентный охват школьников, осваивающих основную общеобразовательную программу по трём названным мною предметным областям на обновлённом учебном оборудовании с применением новых методик обучения и воспитания, а также охват не менее 70% контингента обучающихся дополнительными программами цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.
Однако работа Центров предполагает также обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам детям других населённых пунктов сельских территорий, внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования, организацию внеурочной деятельности в каникулярный период, разработку соответствующих образовательных программ, в том числе для пришкольных лагерей.
– Как будет организован образовательный процесс в Центрах?
– Каждый Центр будет располагаться в двух помещениях, а в Скатинской школе – в трёх, и предполагает включение функциональных зон: кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций – учебное пространство с оборудованием по направлениям; и помещение для проектной деятельности – пространство, выполняющее роль центра общественной жизни школы, включающее шахматную гостиную и медиазону. Работать в Центрах будут руководитель, а также педагог допобразования, педагог по шахматам, педагог-организатор, педагоги по предметам «ОБЖ», «Технология», «Информатика». Планируется, что в трёх Центрах их будет 18. Все педагоги прошли дистанционную образовательную сессию. В летний период состоится прохождение очного обучения в Екатеринбурге на базе сети детских технопарков «Кванториум».
– Наверняка многих заинтересует вопрос финансирования проекта.
– Хотелось бы отметить, что проект стал возможным благодаря гарантиям администрации района на финансирование за счёт средств местного бюджета. В настоящее время между министерством образования и молодёжной политики Свердловской области и администрацией Камышловского района заключены два соглашения на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. Объём финансовых средств по соглашениям – 7830252 рубля, из которых 2031300 рублей выделено из бюджета района. Кроме того, дополнительные финансовые средства в объёме 1891823 рубля будут направлены из местного бюджета на ремонт помещений и на приобретение мебели в Центры.
Обучение будет бесплатным. Организация набора детей начнётся в сентябре. Центры откроют свои двери в единый День знаний – 1 сентября.
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
На фото. Так будет выглядеть образовательное пространство Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в Порошинской школе.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Что-то я не припомню, чтобы в советской школе были какие-то навороты, кроме стандартной школьной программы. Как-то обходились без национальных проектов «Образование». В той же Скате выпускники без проблем поступали в ВУЗы. Корень проблемы в том, что учиться не видят смысла. Мотивацию детей к учёбе надо повышать, а не мебель новую покупать.