Светлана ЧЕРЕМНЫХ.
Многие знают Любовь Владимировну Китаеву. Она привлекает своей открытостью, жизнелюбием, позитивным настроем. С этим человеком комфортно общаться, и практически на любые темы. О ней сегодня – моё повествование.
Как это, вдвоём?
Родилась и выросла Любовь Владимировна в Камышлове. Училась в шестой школе.
– Школа была такая тёплая по отношению к людям, такие у нас были прекрасные педагоги! – рассказывает она. – Мы с сестрой Леной двойняшки, и у нас ещё в классе были двойняшки Алёша и Вася Гаевские, мы с ними с яслей, с садика вместе. Есть фотография, где мы стоим вчетвером. Знаете, как здорово! А вообще нас в семье три сестры. Людмила на 10 лет нас старше, помогала родителям нас нянчить. В то время так трудно было купить эти двойные коляски, поэтому родители носили одну из нас на руках, а другую катали в коляске. Было очень непросто и с одеждой. Когда старшая сестра поступила в институт в Ригу, мама ездила её навещать, и у неё всегда с собой был паспорт, который она показывала в магазинах, чтобы продали две вещи, потому что раньше продавали одну вещь в руки.
– Нам всегда хватало друг друга, – продолжает собеседница. – Всегда были рядышком, всё время вместе, нам повезло, что наши семьи в одном доме получили квартиры. Наши дети одного возраста, росли вместе и сейчас общаются. У нас общий огород у мамы, когда садим что-то новое, например, розы, всегда советуемся.
Мы росли среди цветов
Люба (слева) с сестрой Леной. «Пока были маленькие, нас одинаково одевали, а потом, лет в 12-13, мы взбунтовались, отказались носить одинаковую одежду, хотели отличаться друг от друга, – говорит Л.В. Китаева. – Когда говорят про знаки зодиака, я отвечаю, что всё это ерунда. Мы с сестрой родились в один день и в один час, я на восемь минут старше, но совершенно разные. Лена организованнее, я – общительнее»
– Папа, Владимир Иванович, у нас из Казахстана, детдомовский, он никогда не знал родителей. В Камышлов приехал молодым специалистом после окончания техникума по направлению, был очень образованным, умным. Работал на молокозаводе, а когда мы с сестрой родились, перешёл в военторг, для того чтобы обеспечивать семью.
– У мамы, Антонины Алексеевны, тоже непростое детство, она с ранних лет сирота, – говорит Л.В. Китаева. – Детей в их семье было много, родителей репрессировали, направили в Свердловск, её папа погиб сразу же практически, мама чуть позже. Поэтому мою маму воспитывала тётя, мы её называли бабушкой Маней. Она была вдовой участника войны – только поженились, пожили совсем немного, супруга забрали на фронт и он погиб. Когда мама и её сестра осиротели, баба Маня взяла на воспитание ту, которая постарше на два года, Нину. Говорит: я двух не прокормлю. А маму мою отправила к своим родственникам в деревню Холкино Пышминского района. Так мама маленькой девятилетней девочкой с узелком и котёнком под мышкой пошла пешком к родне одна. Вспоминает, что в Холкино ей было хорошо, дедушка (папин отец) её любил и баловал. Когда дед умер, бабушка Маня забрала к себе и маму тоже, в то время жизнь уже стала полегче. Сейчас маме 87 лет. Она труженик тыла, в марте получила медаль к юбилею Победы. Мама всю жизнь много трудилась. Сначала простой рабочей на Урализоляторе, потом перешла на кожзавод, работала в две смены в отделочном цехе, чтобы побольше пенсию заработать.
– Мама у нас цветовод смолоду! Мы росли среди цветов. Выходишь из дома, а во дворе по периметру огромное количество георгинов, гладиолусов, – восхищённо делится собеседница. – Она привозила цветы из всех поездок – с ВДНХ, из Риги – необычные селекционные тюльпаны, сортовые георгины, обменивалась с местными цветоводами.
Не любить нельзя
О муже, Викторе Ивановиче, – трепетно и нежно. Они познакомились в горкоме ВЛКСМ, тогда, в 1980-е, устраивали встречи для молодых незамужних и холостых комсомольцев.
– У меня такой замечательный муж! Когда мы познакомились, мне было 25, ему 28. Такого человека не любить нельзя. Очень хороший, добрый, спокойный, уравновешенный. Моя каменная стена! – Любовь Владимировна рассказывает, как настойчиво и терпеливо добивался её Виктор Иванович, а в глазах, по щекам – слёзы. – Больше 30 лет вместе. Я желаю каждой женщине такого мужа найти!
Вспоминает, как помогал супруг преодолевать трудные жизненные ситуации, как нелегко было поднимать сына – у Артёма были проблемы со здоровьем. Не было лекарств, не было личного транспорта, бывало, скорая застрянет в грязи (жили по улице Первомайской, за клеевым заводом), нужно было звать соседей, чтобы помогли вытолкать машину. Но всё преодолели, со всем справились. Сейчас сын Артём живёт в Екатеринбурге, и внуку Любови Владимировны Всеволоду уже 16 лет!
Счастливые годы
Последние годы Л.В. Китаева работала зам. начальника управления соцполитики по Камышлову и району. А с чего всё начиналось? Три года после окончания школы она поступала на журфак и не набирала нужного количества баллов – для жителей области проходной балл был выше, надо было сдать все экзамены на пятёрки. Не отчаялась, пошла работать. Сначала полгода на кожзаводе простой обрезчицей, потом устроилась в спортивную школу.
– Однажды поехала в гости к старшей сестре в Москву, она говорит: «Знаешь что, давай не будем терять время, поступай!», – рассказывает Любовь Владимировна. – И я легко поступила в Московский инженерно-строительный институт, по образованию я инженер-экономист по строительным материалам.
Но вернёмся к спортивной школе. Это самые эмоционально насыщенные годы Любови Владимировны.
– Когда я начала работать в спортивной школе, нас было три сотрудника: директор Игорь Владимирович Попенко, я и кочегар. В школе рекомендовали открыть те виды спорта, которых почти нет в области – бадминтон и дзюдо. Я учила бадминтону. Наверное, мало сыну уделяла внимания, потому что отдавала себя воспитанникам, ездила с ними на соревнования, одновременно училась заочно в Москве, уезжала на сессии два раза в год. Сына приходилось оставлять с мамой. Первый раз оставила восьмимесячным, отсадила от груди и уехала… Но не жалею о тех годах! Я проработала в спортивной школе 18 лет. С теплотой вспоминаю детей. Это, наверное, были самые мои счастливые годы.
Любовь Владимировна всегда была востребована: трудилась специалистом в комитете по охране окружающей среды, после сокращения – в седьмой школе библиотекарем. Потом Л.В. Китаеву пригласили в администрацию Камышловского района, задача – активизировать российский союз молодёжи, затем она перешла в комитет по молодёжной политике и спорту, была его председателем до 2005 года. 15 лет отдала управлению соцполитики. Любовь Владимировна всегда работала с людьми. Считает, что самое главное в её деятельности – помочь человеку.
О мечтах
– Я всегда шила, вязала, вышивала. Рано начала заниматься спортом. Мы с сестрой на городских соревнованиях всегда побеждали – Лена первая, я вторая, – рассказывает Любовь Владимировна. – Лето проводили то на даче, то в лагере. Я так хотела пойти в художественную школу, я бы справилась, но папа сказал: нет, выбирай что-то одно.
У меня была голубая мечта: я хотела учиться в высшей школе закройщиков, но опять мне сказали: нет, ты будешь экономистом, как Людочка. Вот я им и стала. Но ни дня по профессии не работала. Я всю жизнь хотела рисовать, всю жизнь хотела шить. И мне на юбилей муж подарил швейную машинку! Сейчас шью помаленечку: платьица на внучатую племянницу, на кукол, себе могу что-то сшить. Уйду на пенсию, заведу собаку – обязательно девочку колли – и буду шить.
На момент разговора Любовь Владимировна была работающим человеком, на момент выхода материала в печать – ушла на заслуженный отдых. Сколько же можно сейчас сделать не только для людей, но и для себя, для души! Все дороги открыты, опыта, возможностей, желаний много. Шить, гулять с собакой, по душам вести долгие разговоры с внуком, путешествовать… Это всё в ваших силах, удачи, Любовь Владимировна!
Фото из личного архива Любови Китаевой, Андрея Зайкова.
На фото. Любовь Китаева (справа) с сестрой Еленой и мамой Антониной Алексеевной.
© Редакция газеты «Камышловские известия»