К 75-летию школы № 7
Мысли, навеянные участием в семинаре «Творческий муравейник»
В последнее время о том, как живет школа № 7, в газете стали писать часто, и я читаю эти материалы со смешанным чувством гордости и сожаления.
Гордость за то, что в школе по-прежнему есть место доброте, творчеству, любви и уважению – всему тому, что и должно в полной мере присутствовать в любом учреждении, имеющем отношение к воспитанию детей. А сожаление потому, что в мое время, когда я была всего лишь ученицей этой школы, не было ни таких теплых уютных классных комнат, не было такой техники, которая позволяет легко перекидывать мостки во временном пространстве, приоткрывая то страницы прошлого, то осуществляя полеты в будущее.
Мое время хранится в моей памяти, а лучшее доказательство тому, что эта маленькая школа, до сих пор в чем-то сохранившая традиции деревенской, была для меня островком счастья – то, что я и сегодня, спустя почти полвека, помню всех учителей поименно.
Строгая… подруга
Моя первая учительница – незабвенная Анна Ивановна Петухова. Строгая, но практически никогда не повышавшая голоса. Ей стоило только встать в дверях перед началом урока и посмотреть на нас строго, с прищуром, как мы замирали у своих парт. И она же на перемене становилась лучшей подругой, ибо вместе с нами играла и в «Жмурки», и в «Ниточку, иголочку, узелок», и в «Пионерский ручеек». Теперь такие игры ребятам, наверное, уже не известны. А мы играли в них каждую перемену, иногда, чтобы просто согреться, так как отопление в школе было печное, и не всегда оно нас согревало, но, скорее всего, такими играми мудрые педагоги нас просто занимали, чтобы мы не бегали по коридору.
С Анной Ивановной строили мы гимнастические пирамиды, которые сегодня можно увидеть только в старом черно-белом кино. Ей я обязана тем, что сама стала учительницей, и со своими пятиклашками разучивала то, чему научила меня моя первая учительница. Светлая ей память. Светлая память учительнице химии Наталье Тимофеевне Фоминой и завучу школы Таисии Михайловне Томилиной, многим другим, ушедшим от нас, но навсегда оставившим в наших душах след доброты.
Было приятно видеть, что и сегодняшнее поколение учителей школы идет той же дорогой. По крайней мере, у меня создалось такое впечатление после семинара, который прошел 21 марта для заместителей директоров по воспитательной работе по теме: «Творческий муравейник как одна из форм коллективной деятельности учащихся, педагогов, родителей». Мне довелось на нем побывать не только в роли «свадебного генерала», но и в роли активного участника одного из «муравейников» – именно так были названы группы, объединившиеся вокруг каждого «круглого стола». Образ довольно точный. Согласитесь, в мире фауны трудно найти более коллективистское и трудолюбивое существо, чем муравей. И на этом ярком примере от задания к заданию показывалось, как можно легко преодолевать возрастные и психологические барьеры, имеющие естественное место в отношениях детей, родителей и учителей, поскольку вокруг каждого стола в команду были объединены на равных и дети, и педагоги, и родители.
Да и среди выступавших тоже были представлены все. Мы с удовольствием прослушали сообщение (не хочется произносить скучное слово доклад) Светланы Петровны Порошиной. Легко и просто, на прекрасном русском языке, без излишнего смешения «французского с нижегородским», которым, увы, в наше время сильно грешат многие педагогические коллективы (часто с одной целью – покрасоваться), она рассказала о том, как можно достичь желанного единения душ в семье, в школе, между школой и родителями. Это, кстати, подтверждалось и практикой.
Особенно меня порадовало умение педагогов вовлечь в воспитательный процесс пап. Ведь ни для кого не секрет, что наши папы воспитанием своих детей занимаются все же мало, предпочитая переложить это дело на плечи мам. Результаты такого подхода к воспитанию, особенно мальчиков, мне неоднократно доводилось наблюдать и в собственной практике за долгие годы работы в должности начальника инспекции по делам несовершеннолетних.
Из истории словане выкинешь…
Но вернусь к семинару. Меня как стороннего наблюдателя очень порадовало активное участие в нем ребят разных возрастных групп. Чувствовалось, что ими проделана большая исследовательская работа. А это значит, что педагоги школы умело и ненавязчиво, через развитие естественного любопытства, свойственного всем детям, научили их работать с архивными документами, брать интервью у людей разного возраста, а затем оформлять разрозненные данные в добротный исторический материал.
Подтверждение тому – выступление ученицы 8-го класса Даши Гудимовой по теме «География учителей Насоновской школы». Мне, да и не только мне, а и всем насоновским жителям стало тепло на душе даже от одного словосочетания «Насоновская школа», потому что в нем, в отличие от непонятного «образовательного учреждения», есть что-то родное, наше, русское. Одно только больно резануло по сердцу: девочка не забыла подчеркнуть решающую роль репрессий 37-38 годов в судьбе одной из учительниц, но ни словом не обмолвилась о том, что в том же «страшном» 1938 году была открыта и ее родная школа! Значит, не столь однозначно черными были эти годы. Но в этом вряд ли можно винить ее. Не стала бы я винить в этом и ее руководителя, потому что хоть сейчас и не сталинское время, но мало найдется смельчаков, способных высказать мнение, отличное от общей «политики партии и правительства».
Между тем, из истории, как и из песни, слова не выкинешь. Я бы сказала больше. Из песни слово можно выкинуть, можно его заменить, можно вообще написать новые слова на ту же мелодию. Это будет другая песня, но она не отразится на судьбе народа. А вот история…
С историей все иначе. И тот, кто не помнит своей истории, обречен на повторение пройденного. Об этом в первую очередь должна помнить школа, потому что именно она воспитывает граждан своей страны. Впрочем, и здесь я, скорее всего, упрекнуть могу не конкретно взятую школу, а в целом политику государства в области образования.
Знакомые лица
Не могу не отметить ребят из отряда «Твори добро», руководителем которого является Ольга Вениаминовна Митрюева. Они охватили заботой старых педагогов. Дело-то вроде пустяковое – прийти, поздравить с праздником. А сколько добра оно несет в себе! И не только самим педагогам, которым, конечно же, этот шаг не только скрасил наполненные однообразием будни. Но, главное, не на словах – на деле преподал урок доброты, чуткости, заботы младшего поколения о старшем, чего, увы, нам так не хватает теперь даже в своих собственных семьях. В противном случае у нас не росло бы число детских домов и богаделен.
Мелькают на экране знакомые лица педагогов моего детства. Моей школы. Вот Людмила Абросимовна Прохорова. Моя классная руководительница, математик от бога. Это ее я копировала дома, когда, надев мамины «каблуки» и прислонив к спинке стула печную заслонку, доказывала теоремы. Может, поэтому многие из них я помню до сих пор. Есть такое понятие, что образование – это не то, что ты получил в школе, а то, что у тебя осталось через 30 лет после ее окончания. Теперь я с уверенностью могу сказать, что мы получили блестящее образование, ибо имея далеко не математические способности, теорему Пифагора я смогу доказать и теперь.
Старенькой стала наша Людмила Абросимовна, как и другие кумиры всех насоновских девчонок – Ольга Михайловна Орлова, Любовь Васильевна Жуковская. Проплывают на экране знакомые лица. Глядя на них, невольно припоминаю слова Е. Евтушенко: «Циники могут видеть в так называемых стариках только стариков, – сказал он, – будучи неспособными разглядеть юные лица, застенчиво спасенные морщинами от насмешек». Жаль, мало этих самых лиц промелькнуло перед нами, но я думаю: в фильмотеке школы они есть (все показать ведь невозможно), а если и нет, то обязательно будут, потому что ребята стоят на правильном пути, и хочется пожелать им только удачи.
Удачи и будущих побед самым маленьким муравьишкам, что, старательно проговаривая слова, с выражением читали литмонтаж о родной школе, вновь напомнив мне себя в далеком 57-м году. Целый проект представили ученики второго класса вместе с классным руководителем Ириной Викторовной Новиковой, доказав, что история их маленькой восьмилетней школы – это часть истории нашей большой страны с красивым названием Россия.
Кстати, эта же мысль прослеживается в докладах исследователей Ангелины Потеряевой и Екатерины Озорниной, прочитавших воспоминания своих родителей о родной школе. И пока они читали, мне думалось: а ведь это прекрасно, что родители ведут своих детей в ту школу, которая и им помогла найти свое место в жизни. Это лучшее доказательство того, что в школе работает добротный педагогический коллектив, заслуживающий доверия.
75 лет исполняется моей родной школе. Что пожелать ей? Только одно: плыть, не зная рифов и мелей, по огромному, необъятному морю знаний дальше, продолжая и приумножая добрые традиции старой учительской гвардии.
Ольга НИФОНТОВА, выпускница 1965 года, подполковник милиции в отставке.
© Редакция газеты «Камышловские известия»