Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Худграфу – 20 лет
20 июля 2019, 18:00

Худграфу – 20 лет



1 сентября 1999 года в педколледже появилась новая группа – будущие художники. Никто не знал, во что выльется этот смелый эксперимент – открытие новой специальности «Учитель ИЗО и черчения». Но была команда сильных педагогов, готовых пробовать, открывать, творить и учить творчеству.

И всё получилось. Так в нашем городе появился свой «худграф» – если слегка пафосно, – «кузница» мастеров, профессионально умеющих работать во многих техниках различных искусств и ремёсел. И самый первый выпуск стал тем сильным стартом, который заложил основу всего, что так ярко и творчески развилось в будущем. Почти все выпускники сегодня художники, дизайнеры, реставраторы, мастера, учителя ИЗО и педагоги дополнительного образования. Это были студенты, успехами которых гордятся преподаватели. В нашей беседе они рассказали о каждом, где бы он сегодня ни был – в Камышлове, Питере или в Америке.

Если только человек захочет, у нас есть всё для того, чтобы его научить
Затем была большая двадцатилетняя худграфовская жизнь – со своими традициями, неудачами и успехами (их, конечно, было гораздо больше). В 2005-м открылась новая специальность «Декоративно-прикладное творчество», вместо учителей появилась специализация «художник-мастер», которая более чем успешно развивалась. И в этом году, уже на новом этапе, вновь возрождается специальность «Учитель ИЗО и черчения». Вместе с преподавателями специальности Алевтиной Германовной Мутли, Светланой Витальев-ной Славской и Константином Викторовичем Мохиревым, который сам – выпускник той уже почти легендарной первой группы худграфа, за круглым столом мы вспоминаем прошлое и говорим о дне сегодняшнем.

Одной командой

А.Г. Мутли: Нам было очень интересно работать, мы в то время сами на крыло вставали, поскольку для нас эта специальность оказалась возможностью серьёзного профессионального роста. Во-первых, пришли толковые, талантливые ребята. Очень смотивированные на учёбу. Были жадными на знания, хватали всё на лету. И мы одновременно с ними начали расти в профессиональном плане. Заявили очень серьёзный уровень, и ему нужно было соответствовать.

С.В. Славская: Была, например, спецдисциплина – «Оформление ин­­­терьера». Но как можно научить оформлять интерьер, сидя за партами? И мы тогда впервые стали взаимодействовать с администрациями детских садов, начали оформлять их образовательное пространство. Этой работы требовали именно студенты, им нужно было настоящее, серьёзное дело. Они были уже художники, а не только будущие учителя. С тех пор о нас узнали, к нам идут с заказами. А в следующие годы мы уже не имели права опускать эту планку. Так появились наши проекты в школах № 5, 58, детских садах № 12, 13, 170, 6, в краеведческом музее, больше десятка – в педколледже.

А.Г. Мутли: Может быть, поэтому у наших выпускников больше возможностей социализации. Можно было стать не только учителем ИЗО, а пойти по разным направлениям художественной деятельности. И они так и сделали, потому что, постоянно живя в системе самостоятельного решения художественных проблем, научились творчески мыслить.

К.В. Мохирев: Вся работа была построена на командной деятельности, мы были в одной связке, и друг друга нельзя было подвести, каждый зависел от деятельности других, потому что всё было построено поэтапно. И было очень интересно так работать.

А.Г. Мутли: На всех наших профессиональных практиках командная работа стояла во главе угла. Этот командный метод работы мы перенесли и в специальность «ДПИ». Практически с первых шагов включали студентов во все виды деятельности, а главное – в анализ всех процессов, результатов своей работы. И потом, когда у нас возникла проблема с нехваткой кадров, преддипломную практику, например, некоторые проходили уже как наши коллеги, вели занятия у студентов младших курсов.

«Звёздный» поход и другие традиции

А.Г. Мутли: Было, действительно, ощущение, что мы на худграфе живём и работаем. Появились свои традиции. Учебный год начинали сентябрьским «звёздным» походом, когда все выходили на природу и дожидались первой звезды. Конечно, когда возвращались, уже все звёзды выпадали. Но там был особый ритуал: мы делали куклу Соню, писали в записках все наши проблемы, недостатки, которые мешают жить и учиться, вкладывали в неё и торжественно сжигали на костре. Общались, узнавали друг друга, проводили игры на знакомство.

К.В. Мохирев: Сначала нас преподаватели в поход водили, а потом уже старшие студенты – младших.

А.Г. Мутли: Было и посвящение по-худграфовски. Самых первых, пока ещё не было преемственности, посвящали театралы (участники театральной студии «Пигмалион») с преподавателями.

Читайте также:  Семья и школа

К.В. Мохирев: Нас долго выдерживали в напряжении, потом театралы проводили по колледжу – по всем значимым местам, мы клялись преподавателям, каждому учебному кабинету, мастерской. Потом после «священного помазания» была худграфовская клятва. Начали вести летопись худграфа, сделали альбом, вручную полностью его оформили. Всё только на энтузиазме. Однажды придумали встречать худграфовский новый год, и это тоже стало традицией. Ёлку сооружали из подручных средств. Отмечали день мартовского зайца, ездили в Баранникову на пленэр, ходили в лес на пески. Придумали праздновать хэллоуин, костюмы изобретали.

С.В. Славская: Для художника такая самореализация в искусстве и в самой жизни – это органичная потребность. Потребность создавать вокруг себя новую реальность, преображать мир.

А.Г. Мутли: Организовывали выставки работ ребят. Было много зрителей, комплиментов авторам, родители с удовольствием приезжали смотреть. Была постоянная живая «движуха». А в следующих группах студентов что-то изменилось – им вдруг стала неинтересна такая наша жизнь. Да и отношение к предмету «ИЗО» у многих, к сожалению, пренебрежительное, поэтому часто к нам шли учиться те, кто никуда больше не смог поступить. А учиться у нас сложно. И когда не получалось, у них пропадала заинтересованность.

Ремесло и профессия

К.В. Мохирев: Изучение ИЗО и черчения рождает творческих людей, креативно мыслящих и пытающихся разобраться в сути предмета. У нас в работе нет алгоритмов. Есть правила, принципы, законы и много путей решения, которые надо применять творчески. Поэтому человек развивается во всех направлениях, не только художественном, учится мыслить нестандартно. Но, к сожалению, такие люди – созидатели – сегодня мало востребованы. Больше нужны исполнители, люди-слушатели.

А.Г. Мутли: Черчение убрали из школьной программы, значит, у школьников не развивается конструктивное, объёмно-пространственное мышление. ИЗО – только в начальных классах и среднем звене. И тенденция такая: на ИЗО нужно готовить грамотного зрителя. А им нельзя стать, если не умеешь что-то сам изображать.

С.В. Славская: Пройти этот созидательный процесс, когда ты сам творчески решаешь проблему, абстрактно для себя определяешь образ, а потом ищешь пути его практического разрешения, можно только на практике, чтобы понять, из чего складывается процесс искусства, процесс созидания. Вот только количество часов практики всё уменьшается. Кроме того, черчение в школах теперь предмет по выбору. Но дети его не выбирают. Когда наступает момент выбора, они ещё не понимают, где им могут понадобиться эти знания и умения. Тем не менее учителя ИЗО в выигрыше, поскольку у них, помимо основной профессии, ещё есть ремесло. В 90-е мы благодаря этому и выживали, потому что могли зарабатывать дополнительно. И сейчас, в пору интернета, маленький город не препятствие для самореализации. Если ты получил некий задел, творческий потенциал, ремесло, ты можешь через интернет себя реализовать, если сам хочешь это сделать. Конкуренция в нашем деле была всегда, поэтому есть мотивация научиться делать лучше. Есть примеры среди наших выпускников, которые создают ювелирные украшения, украшения из кожи и пластических материалов и прочие.

А.Г. Мутли: Мы расширим профессиональные возможности для наших новых студентов – это будут не только учителя ИЗО и черчения среднего звена, но и педагоги дошкольного образования, дополнительного образования и начальных классов. Сделаем упор на то, чтобы они могли дополнительно самореализоваться через ремесло.

К.В. Мохирев: Есть ещё нехорошая тенденция: способные дети боятся идти учиться на нашу специальность, потому что думают, что у них не получится. Мы ждём всех, у кого есть желание научиться. Никого не переучиваем, а обогащаем. Они научатся тому, чего ещё не умеют. Или всему.

С.В. Славская: Страх перед тем, что здесь нужна какая-то особая база, не обоснован. Таких примеров, когда студент вообще ничего не умел на старте, а потом научился и стал делать карьеру в искусстве, множество. Если только человек захочет, у нас есть всё для того, чтобы его научить. Профессионалами не рождаются, а учатся и становятся. Мы научим быть и художником, и учителем. Главное – чтобы было желание, и ещё раз желание…

Галина ШИПИЦЫНА
Фото из архива педколледжа.
На фото. На практике «Оформление интерьера» в детском саду № 5 Камышлова с преподавателем Светланой Витальевной Славской.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.