Ср, 30 Окт. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Ср, 30 Окт. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Я скучаю, мамочка!
03 июля 2023, 14:00

Я скучаю, мамочка!



На театральных подмостках

Галина ШИПИЦЫНА

Представьте себе, что завтра дети проснутся, а рядом ни мамы, ни папы! Никто не заставит есть суп и кашу, чистить зубы и прибирать в комнате, можно будет хоть сколько шалить, объедаться мороженым, гонять мяч и ничего не делать. Свобода!

Только… кто подует на разбитую коленку и сварит самую вкусную кашу? Кто почитает сказку, поцелует на ночь, научит держать в руках молоток? Вот о том, как однажды у всех детей исчезли родители и что из этого получилось, когда-то давным-давно написал сказку Сергей Михалков. А 24 июня эту сказку посмотрели все желающие на новой сцене Никольского ДК в постановке театрального коллектива «Андерсен».

Очень давно (а может, никогда) в селе Никольском не было театра. Ни настоящего, ни самодеятельного. И сцены, честно говоря, тоже не было. А тут – новая сцена на полянке-площадке перед домом культуры, пусть небольшая, но самая настоящая, и зрители, и аплодисменты, и актёры, искренние и серьёзные, ответственные и, как все дети, талантливые. Получилось то, что задумывала режессёр театральной студии, художественный руководитель Никольского ДК С.А. Зайцева, – маленький театр.

Сценарий для пьесы-сказки Светлана Александровна написала сама, оставив от оригинального текста несколько сюжетных поворотов и пару реплик. А в остальном всё по-другому. Если у Михалкова это весёлая сказка о том, как детям надоели нравоучения взрослых и они решили пожить самостоятельно, то в спектакле Светланы Зайцевой всё глубже и серьёзнее. Когда дети мечтали жить без контроля взрослых, они даже не представляли, как это плохо, когда рядом нет мамы и папы. Плохо в любом возрасте, и важно понять это вовремя.

Герои спектакля это поняли сразу, едва обретя желанную свободу, и написали мамам и папам на воздушных шариках записки: «Я скучаю, мамочка!». И отпустили их в небо. Это было трогательно до слёз. Но особенно потрясающим получился финал – возвращение мам и пап вместе с теми самыми шариками. Потому что ни одни родители не променяют своих любимых шалунов и сорванцов на других, пусть самых лучших, детей.

Ещё одна удачная находка режиссёра – финальная песня «Прекрасное далёко», которая всегда цепляет, а в тот момент, после того как ребята на наших глазах прожили-пережили маленькую драму и словно на глазах чуть повзрослели, песня приобрела особый смысл.

После спектакля были и грамоты всем причастным, и сертификат на поездку в областной ТЮЗ от районного отдела культуры, и сладкие подарки. Но вот на что ещё хочется обратить внимание: обычно художественный руководитель или режиссёр находится за кулисами: организует, руководит, подсказывает. Светлана Александровна смотрела спектакль вместе со зрителями, и ни один артист ни разу не сбился, не забыл слова, не было ни одной заминки-запинки-накладки. Спектакль прошёл на одном дыхании. Представьте, сколько за этим стоит труда всех участников, юных и взрослых.

Светлана Зайцева чуть-чуть открыла секреты своей режиссёрской работы.

– Почему коллектив назвали «Андерсен»?
– Я считаю, что Андерсен – единственный сказочник, который писал правду о жизни. Он затронул все социальные темы – и тему родителей, и отношений в семье, и предательство, дружбу. Не волшебство в его сказках в приоритете, а бытовые проблемы.

– Ваша любимая сказка Андерсена?
– «Девочка со спичками». Считаю Андерсена самым лучшим и честным сказочником. Говорят, что он не любил детей. Но как можно не любить детей, создавая такие сказки? Да, он был одинокий человек, видел всю грязь, которую показал не приукрашивая. Поэтому и «Андерсен». Мы от детей часто скрываем наши проблемы, и они выходят в жизнь неподготовленными. Смысл слов «верность», «дружба» для них потерялся. Для меня Андерсен, Владислав Крапивин – писатели, которых надо читать каждый день, каждый вечер.

– Как вам пришла идея организовать детский театр?
– В маленьком селе у детей очень ограничен досуг. Если в городе или большом селе есть кинозалы, разнообразие секций и кружков, музыкальные школы, различные мастерские и студии, то здесь таких возможностей мало. А дети должны самореализовываться где-то – петь, танцевать. И в театре всё можно совместить, для этого не требуется больших затрат, можно своими силами делать реквизит, костюмы. Я считаю, это самый демократичный для села вид искусства, который мы можем дать детям.

Читайте также:  #мыпротивковид

Мы на сцене раскрываемся. Дети переживают, сопереживают, помогают друг другу. Если в музыкальной школе человек отвечает за себя, свой талант, свой труд, то здесь он отвечает и за других тоже. Учимся работать в команде, отвечать друг за друга, слушать, слышать реплики, учить много текста, фантазировать, преображаться, перевоплощаться.

– Это очень трудно…
– Всё зависит от дисциплины. А она в том прежде всего, чтобы репетиции не отменялись по каким-то причинам. Мы же, взрослые, тоже, бывает, хитрим: находим причины, чтобы не собираться. Не пришёл на репетицию – и ладно. У нас дисциплина, трудолюбие – только так. Бывало, репетицию переносили, но ни разу не отменяли.

Конечно, начиналось тяжело. Потому что не слышали, не слушали, роль была у каждого маленькая, но каждая очень ответственная. Кто-то хотел роль больше, кто-то – меньше. И надо было распределить всем одинаково. И учиться всему.

– Как набирали детей?
– Написала в сельский чат, сходила в школу, поговорила с учителями, познакомилась с детьми. Сначала пришло 16 человек. Осталось 11. Отсеялись, потому что не всем нравятся упорный труд и дисциплина. Иногда с родителями приходилось разговаривать. Но те, кто остался, с нами с первого дня.

К тому же мы занимаемся не только сказкой. Ребята активно помогают в мероприятиях, не сидят на месте. Кроме спектакля, наш театральный коллектив участвовал и в других мероприятиях – на праздник 8 Марта пробовали себя ведущими, к литературному батлу специально учили стихи, учились их читать, и это получилось. С Эвелиной Пономарёвой мы защищали проект для районного конкурса «Инициатива», чтобы в Никольском ДК появилась модульная сцена, выиграли, и теперь сцена у нас есть. В планах – ставить две сказки в год: к Новому году и к закрытию сезона. Хотя это очень напряжённо…

– Почему именно «Праздник непослушания»? Именно эта тема?
– Задумка по этой сказке была давно. Это пока пробный проект. Минимум реквизита, некоторая текстовка в стихах, чтобы легче учить. Мы говорили со сцены о том, с чем дети сталкиваются каждый день.

– Сколько времени писали сценарий?
– 9 января, когда пришла работать в Никольский ДК, уже знала, что организую театральный коллектив. Поэтому думала о спектакле в новогодние каникулы. А когда поняла, что будет примерно 10 человек, уже распределяла роли и текст равномерно для каждого.

– Как выбирали музыку?
– Уже после того, как увидела детей на сцене. Если бы была более динамичная игра, была бы другая музыка. Хотела начать с лёгкой и довести до кульминации, до финала. Звучат знакомые песни – те, что все знают с детства.

– Какая основная мысль спектакля?
– Родители нашли шарики – значит, ничего не проходит мимо и просто так в этой жизни. Ни одно наше взрослое слово не остаётся для ребёнка бесследным. И что бы ни случилось в этой жизни, родители всегда придут на помощь. Это главная мысль: взрослые не должны забывать, что дети тоже хотят быть детьми, ведь и они сами тоже были детьми.

– Назовите ключевую для вас фразу всего спектакля.
– Одна девочка спрашивает: а вдруг не увидят шарики? И маленькая девочка, которая ещё не знает, что такое проблемы, отвечает: увидят, обязательно увидят! То есть она знает, что мамочка всегда рядом.

Назовём имена

Театральный коллектив «Андерсен» Никольского ДК: Эля Крестьянова, Олеся Сырба, Тимофей Кузнецов, Эвелина Пономарёва, Валера Кузнецов, Алина Лабутина, Слава Шутов, Света Виноградова, Катя Виноградова, Кристина Третьякова.

Взрослый состав: Надежда Гридина, Лариса Брагина, Анастасия Новосёлова, Татьяна Сырба, Александр Данич.

Руководитель театральной студии «Андерсен», художественный руководитель Никольского ДК С.А. Зайцева.

Спектакль проходил на новой модульной сцене, которая появилась у Никольского ДК усилиями Светланы Александровны: она приняла участие в районном конкурсе проектов «Инициатива» и выиграла. На предоставленные средства приобрели сцену.

Фото Галины Шипицыной.
На фото. Финальная сцена. Все вместе, взрослые и дети. И с ними – художественный руководитель и режиссёр Светлана Зайцева.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.