Илья ЗЫРЯНОВ
Почти 200 лет прошло с тех пор, как французский педагог Луи Брайль разработал оригинальный рельефно-точечный тактильный шрифт для незрячих, названный в его честь. Насколько популярен этот язык сейчас, легко ли его выучить и использовать?
В 2011 году в нашей стране начала действовать социальная программа «Доступная среда». Согласно ей, все объекты социального и общественного назначения должны быть адаптированы для посещения инвалидами. Наряду с пандусами и кнопками вызова персонала для колясочников, у входов в здания стали крепить таблички с информацией для слабовидящих по системе Брайля. Последние несколько лет надписи этим шрифтом наносят на упаковки лекарственных препаратов; появилось множество тактильных табличек и аксессуаров, помогающих слепым ориентироваться в пространстве.
Два года назад фонд детской библиотеки пополнился новыми изданиями сказов Бажова для слабовидящих и слепых. Отметим, что несколько книг с произведениями уральского писателя из этой уникальной серии есть и в библиотеке Камышловского краеведческого музея. Желающие могут прийти и почитать. Однако есть ли желающие?
Как сообщила председатель Камышловской организации Всероссийского общества слепых Л.А. Евдокимова, на сегодняшний день на учёте по нашему городу и району состоят 99 инвалидов по зрению, в том числе один ребёнок. Но никто из них шрифт Брайля не изучал.
Найти специалиста в этой области нам всё же удалось. Наталья Леонидовна Боровикова, некогда сама руководившая Камышловской организацией ВОС, едва ли не единственная в нашем городе владеет навыками чтения и письма по Брайлю.
– У этого метода при кажущейся простоте много нюансов, – говорит Наталья Боровикова. – В нём нет заглавных букв, не различаются тире и дефис. Но самое главное, для чтения такого текста нужны очень чувствительные и нежные пальцы. Для этого предусмотрены специальные упражнения и обработки рук. Взрослые мужчины, на мой взгляд, вряд ли смогут этот язык освоить. К тому же тактильный точечный текст, напечатанный на бумаге, после нескольких прочтений может потерять рельеф. Гораздо лучше пластиковый, но выпускают такие издания редко.
Рассказывая, Наталья демонстрирует навыки письма по Брайлю. Говорит, освоить его проще, чем чтение, но здесь тоже есть сложности. Рисунок каждой буквы приходится выдавливать на картоне в зеркальном отражении, чтобы готовый текст можно было читать слева направо.
Плохим зрением Наталья Боровикова страдает с детства. Этот недуг достался ей от мамы, а той, в свою очередь – от бабушки. В школьном классе она единственная носила очки, но даже с ними, сидя за первой партой, не могла читать с доски.
Тем не менее Наталья успешно выучилась на кассира-контролёра сберегательного банка в Каменске-Уральском, где проработала четыре года. После сокращения приехала в Камышлов, устроилась в кассу Центральной районной больницы, затем – лаборантом в школу.
Зрение между тем ухудшилось настолько, что Наталье присвоили вторую группу инвалидности по зрению. Трудиться она продолжила в Камышловской организации Всероссийского общества слепых.
В 2001 году Наталья Боровикова прошла обучение в Волоколамском институте реабилитации и профессиональной подготовки слепых. Там она и освоила шрифт Брайля. Даже ускоренный курс для взрослых занял целый месяц. Вернувшись в Камышлов, она хотела передать свои знания другим слабовидящим, но набрать группу не удалось.
Вероятно, главная причина невостребованности шрифта Брайля – это технический прогресс. Современный смартфон у самой же Натальи Леонидовны легко переводит текстовые сообщения в голосовые. Именно в таком формате многие предпочитают сейчас общаться, и это доступно даже слабовидящим. А ещё в смартфон можно загрузить целую библиотеку в аудиформате. Так стоит ли с такими возможностями учиться читать на ощупь?
– Если есть хотя бы слабое зрение, гораздо проще воспринимать обычный текст, – подводит итог собеседница. – Такой вывод я делаю на основе своего опыта. Но шрифт Брайля может помочь, если человек тотально слепой с детства. Кроме Волоколамска, есть ещё заведение в Бийске, где также обучают детей читать тактильные тексты и писать их самим. Что касается доступной среды, то в нашем городе слабовидящим очень не хватает звуковых сигналов светофоров. Мы с инспектором ГИБДД Ларисой Саласкевич некогда работали в этом направлении. Но сейчас многие светофоры, к сожалению, «молчат».
Если шрифт Брайля вас всё же заинтересовал и вы испытываете потребность его освоить, можете обратиться в Камышловскую организацию Всероссийского общества слепых по адресу: Карла Маркса, 51. Телефон: 8 (34375) 2-04-62.
Фото Андрея Зайкова.
на фото. Н.Л. Боровикова читает сказ Бажова, написанный шрифтом Брайля.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Если Брайль француз,значит он изобрел этот шрифт для французского алфавита,а для русского кто-то должен был переделать.Прежде чем смартфон переведет нужный текст в звук,надо его туда загрузить,а если нет зрения,то как это сделать?
@ Николай:
Вы предлагаете русскую адаптацию шрифта Брайля назвать в честь человека, который ничего сам не изобрёл, а просто применил принцип Брайля к русским буквам, не жирно будет в плане авторства? Азбуку Морзе на русский тоже кто-то переделал, но ведь не набрался наглости назвать в честь себя. По воспроизведению звуковых файлов неужели голосовые помощники это не смогут сделать. Прямо с сайта через безлимитный мобильный Интернет.
@ Дед:
Нужный сайт еще найти надо.
@ Николай:
Алиса найдёт, только вежливо попросить надо.