Человек и его дело.
Илья ЗЫРЯНОВ.
Лет 10 назад один мой приятель упомянул, что работает в камышловской кузнице. «Ну надо же, – подумал я. – XXI век на дворе, кому нужно это старинное ремесло?». Было очень любопытно, но в гости напрашиваться не стал. А недавно мои коллеги предложили сходить на экскурсию в кузницу. Тут уж шанс решил не упускать.
Мастерская-музей
Из редакции направляемся в сторону реки Пышмы. Адрес назначения – дом № 30 по улице Кирова, хотя вход в него расположен со стороны Пролетарской. Идём по жаре, ожидая, что в кузнице будет ещё жарче. Воображение так и рисует пылающий горн, раскалённый докрасна металл, мускулистых бородачей с огромными молотами и летящие во все стороны искры. Всё, как описывают в сказках. Реальность оказалась иной, но не менее интересной.
Владимир Александрович Колосов
Как оказалось, Владимир Александрович хороший рассказчик и к частым гостям уже давно привык. На экскурсию в его мастерскую приходят школьники, а иногда и краеведы – разузнать про необычное для нашего времени ремесло.
Первым делом обращаем внимание на старинные вещи: вдоль стен развешаны таблички с названиями улиц, огромная медаль с профилем Иосифа Виссарионовича Сталина, тренировочная шпага с самодельным кованым эфесом (рукоятка холодного оружия) и даже детали винтовок времён Первой мировой войны.
Большинство экспонатов – из СССР. Родился Владимир Александрович в 1954 году и признаётся, что советская эпоха ему ближе всего. Коллекция у него стихийная: что-то мастер находит сам, что-то приносят друзья.
– Могу показать вам по-настоящему уникальные вещи, такого вы точно не видели, – говорит Владимир Александрович, ведя нас обратно к входу в кузницу.
И действительно, заходя с улицы в полумрак, мы совершенно не заметили двух портретов в человеческий рост, написанных маслом, – Владимира Ильича Ленина и Сергея Мироновича Кирова. Такое я действительно увидел в первый раз.
От выжигателя до кузнечного молота
У входа в кузницу мы увидели и одну из недавних работ мастера – большие солнечные часы, сделанные по индивидуальному заказу. По словам В.А. Колосова, изначально заказчик хотел «расплавленные» часы в духе Сальвадора Дали. Для них уже была сделана заготовка, но в итоге утвердили другой вариант. В творческом процессе и такое бывает, многое зависит от вдохновения. На изготовление часов ушло полтора месяца, что, по мнению мастера, довольно долго.
– Эти часы – не совсем точный прибор измерения времени, а скорее дизайнерская вещь, – поясняет автор. – Их можно отрегулировать, но правильное время часы будут показывать лишь на экваторе, у нас это не получится из-за разницы географических поясов.
Интерес к прикладному искусству у Владимира Александровича с детства. В разные годы он увлекался выжиганием, чеканкой, резьбой по дереву и даже планировал открыть свою ювелирную мастерскую. Но в итоге от этой идеи отказался.
– Как-то познакомился с профессиональным ювелиром, членом Союза художников. Увидел его работы и решил раздать все свои инструменты. Понял, что мне до его уровня не дотянуть, а делать хуже не хочется, – делится В.А. Колосов.
К кузнечному делу тоже пришёл не сразу. После армии работал бульдозеристом, ездил с артелью в Амурскую область добывать золото. А когда вернулся, устроился на завод «Лесхозмаш» в цех термообработки металлов. Узнав, что на заводе есть кузница, решил попробовать новое для себя ремесло.
– Помню, как главный инженер завода дал мне первое задание: сделать 10 выдерг, – рассказывает Владимир Александрович. – Я сходил к столяру, взял образец и работал над ними целый день. Сейчас я 10 выдерг сделаю за час.
На заводе приходилось изготавливать в основном промышленные вещи, мастерство оттачивалось, и душа требовала творчества. В начале девяностых годов в Камышлове строили ресторан «Аверс» (ныне «Ленский»), надо было изготовить решётки на окна, навес и забор. Работу поручили В.А. Колосову. Это его первый заказ на художественную ковку.
Как кузнец город спас
В 1995 году В.А. Колосов при поддержке главы Камышлова Бориса Витальевича Чигрина открыл собственную кузницу на том месте, где она находится и поныне. Занимается он не только ковкой, но делает отливки из латуни, алюминия и других металлов. Сколько заказов выполнено на сегодняшний день, затрудняется подсчитать даже сам мастер. Кованые изделия для линейной поликлиники РЖД, санатория «Обуховский» и Покровского собора – всё это лишь наиболее крупные работы Владимира Александровича. Одним из частых его заказчиков был губернатор Свердловской области Эдуард Россель, а мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий однажды обращался к нему с просьбой изготовить сувенирные подковы к Дню города.
– С Эдуардом Эргартовичем была интересная история, – рассказывает В.А. Колосов. – На выборах в 1995 году большинство камышловцев его не поддержали – проголосовали за Страхова. И Россель, став губернатором, на город осерчал. Чтобы это исправить, наш глава Борис Витальевич Чигрин решил сделать ему подарок на 60-летие и обратился ко мне. В итоге я выковал каминный набор. Через два дня после юбилея Россель принимал глав муниципалитетов и сказал Чигрину, что его подарок самый лучший. С тех пор губернатор стал приезжать к нам чаще и отношение к городу поменял. Кстати, тот каминный набор можно увидеть в записи программы «Герой дня без галстука».
Рядом с рабочим столом в кузнице лежат несколько толстых папок с фотографиями работ Владимира Александровича. Их разнообразие поражает: люстры, декоративные подставки, фонари, флюгеры, решётки для каминов и ещё масса интересных изделий. Одна из самых эффектных работ – кованый дракон с колокольчиком, который украшает конёк крыши дома Колосовых в Обуховском. Здесь же фото декоративного ключа, изготовленного для СКБ-банка. Давняя задумка мастера – сделать колокольное дерево для Камышлова, но, по его словам, для этого нужна поддержка администрации.
Самые трудоёмкие изделия – ворота и ограды – кузнец выковывает частями, которые затем соединяет, используя сварку. По словам мастера, ковать можно и по старинке, без современных технологий, но стоимость такой работы будет гораздо выше. Раньше у В.А. Колосова работали подмастерья, сейчас же он предпочитает трудиться в одиночку. Кстати, один из учеников Владимира Александровича – Константин Евдокимов – тоже открывает кузницу в Камышлове.
Как в древности
Даже с мощными станками и электроприборами обустройство современной кузницы мало чем отличается от её древних прообразов. Здесь всё те же наковальня, бочка с водой для охлаждения заготовок, щипцы и молотки. Сердце же всей мастерской – горн, в котором горит огонь. Дым уходит в вытяжку, а продукты сгорания падают в зольник внизу.
В кузнице В.А. Колосова горна два: малый – для обычного бурого угля, большой – для кокса. По нашей просьбе кузнец показал небольшой мастер-класс, начал с разведения огня.
– Сейчас в горне обычный бурый уголь, температура небольшая, градусов 800. Как правило, она раза в два выше, – комментирует Владимир Александрович. – То, что обыватели называют огнём, на языке профессионалов именуется летучими веществами. Так вот, в коксе, в отличие от бурого угля, этих веществ практически нет, он даёт хорошую жаровую подушку при минимальном пламени, и работать с ним гораздо удобнее. Качественное большое изделие без кокса не сделать. К сожалению, сейчас это топливо стало редким и дорогим.
От горящего горна в кузнице быстро становится жарко. После нескольких ударов молотом мастер вновь возвращает заготовку в огонь, раскаляет её докрасна. Наблюдая за процессом ковки, начинаешь понимать, почему в старину кузнецов считали колдунами. В этом действительно есть что-то мистическое и завораживающее. В руках мастера простая железная пластина постепенно приобретает сложную форму, с шипением окунается в воду и, наконец, ложится на стол в виде крючка для сумок с симпатичной пёсьей мордочкой.
Незаметно пролетел целый час, нам пора возвращаться. Благодарим Владимира Александровича за подарок и интересную экскурсию, желаем успехов в его необычном и, как оказалось, востребованном деле.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»