Илья ЗЫРЯНОВ
Ежегодно в четвёртый понедельник октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечают День школьных библиотек. В преддверии этого праздника мы побывали в читальне школы № 6.
Расположена она прямо за главным входом. Дверь в неё почти всегда открыта нараспашку, потому что посетителей много – 350 абонентов. Поскольку наведались мы в начале учебного дня, в библиотеке тихо, столы пустуют – школьники занимаются в классах. Но во внеурочное время здесь очень даже людно. Старшеклассники приходят готовить рефераты, дети помладше играют в настольные игры, листают красочные альбомы.
Кабинет маленький, но, несмотря на это, легко вмещает почти 30000 книг. Нас встречает их хранитель – педагог-библиотекарь И.В. Чищеня. 40 лет назад она пришла в эту школу преподавать в начальных классах, а спустя 20 лет занялась библиотечным делом.
– Как таковой библиотеки в ту пору здесь ещё и не существовало – был кабинет выдачи учебников, – рассказывает Ирина Владимировна. – Я же на тот момент ещё не прошла переподготовку, было тяжело без специального образования. Мне очень помогала Елена Евгеньевна Крысанова из школы № 1. Мы с ней почти одного возраста, и она-то как раз училась именно библиотечному делу. Часто вспоминаю, как я сама в детстве брала книги в фондах. Больше всего запомнилась детская библиотека на берегу Пышмы. В семидесятые-восьмидесятые годы ею заведовала Людмила Васильевна Чуркина. Нас там всегда очень доброжелательно встречали, дарили книги, которые я до сих пор храню.
Мнение о том, что школьный библиотекарь – это простая должность, ошибочно. Кроме ведения картотеки книжного фонда, Ирина Владимировна занимается подготовкой и проведением школьных праздников, конкурсов, в том числе международных, ведёт кружок пресс-центра «Шесть горизонтов». А ещё она до сих пор преподаёт – занимается с младшими школьниками по программе «Учусь быть читателем». На уроках в библиотеке дети узнают о произведениях, не вошедших в основную программу по литературе, рисуют героев сказок и даже изготавливают кукол. Первоклашкам здесь устраивают костюмированный праздник «Прощание с букварём» и посвящают их в читатели с обязательным произнесением клятвы.
Одно из условий – бережно относиться к книгам. Раз в триместр в школе проходит рейд по их сохранности. В назначенные часы дети приходят в библиотеку ремонтировать книги. По словам Ирины Владимировны, даже нынешние поколения школьников, избалованные играми, не прочь прокатиться с горки на портфелях. Как результат – оборванные страницы.
У входа я замечаю большой красочный стенд мобильной библиотеки. На нарисованных корешках – Булгаков, Гоголь, Куприн, Жуковский. Достаточно поднести смартфон, считать QR-код, и книга у тебя в кармане. Удобно, особенно для тех, кому читать приходится в транспорте. Сама Ирина Владимировна сторонник бумажного варианта, а смартфоном не пользуется – обходится кнопочным телефоном. Говорит, что интернета ей вполне хватает на компьютере.
Разговор о том, что цифровые технологии губят классическое чтение вообще и библиотеки в частности, не нов. Но, оказывается, не всё так плохо.
– Меня очень радует, что ребята активны и всегда готовы участвовать во внеурочных мероприятиях, – говорит И.В. Чищеня. – Причём не ради призов – им важно показать, что они знают и умеют. Особенно это характерно для младших школьников. Многие сидят в нашей библиотеке допоздна, а потом ещё берут книги домой. И это замечательно. Детям важно видеть и держать в руках настоящую, осязаемую книгу, трогать её, листать, слышать, как шуршат её страницы. Тогда действуют сразу несколько видов памяти, ребёнок гораздо лучше понимает материал, а значит, развивается.
Фото Ильи Зырянова.
На фото. Педагог-библиотекарь школы № 6 Ирина Владимировна Чищеня с самым активным школьным читателем – девятиклассницей Анастасией Гуриной.
© Редакция газеты «Камышловские известия»