3 июня 01.00 на канале ТНТ пройдёт показ короткометражного художественного фильма «Мама всегда рядом».
Режиссёр и автор сценария – наш земляк Евгений Пузыревский. Несколько лет назад он представлял в Камышлове свой дебютный роман «Седьмое небо», и вот сейчас мы имеем возможность познакомиться с Евгением Пузыревским – кинодраматургом и кинорежиссёром.
— Как вам удалось пробиться в столичной киноиндустрии?
— Если сказать, что я «пробился-пробился» и Бондарчук мне чай с мятой приносит, то это будет преувеличением. Мои прогулки по киноиндустрии пока ограничиваются: «Здрасьте, я тут у вас на пороге стою, мне ботинки снимать или так можно проходить?». В принципе, если есть цель и стремление, то можно пробиться в любой области, будь то кино или, например, исследования в молекулярной биологии. Законы везде одинаковы. И самый главный – не сидеть и не думать, что жизнь — это кучка фекалий, из которых я никуда не выберусь, так что можно даже не пытаться. Звучит патетично, но зато правдиво. Главное, не идти на «сделку с совестью». Например, мне недавно предложили снимать сериал про «Любовь/измены/страсти/больного раком ребёнка и поиска денег на операцию», но я отказался. Хотя заработать на этом можно было неплохо. Но тут прогнёшься, там уступишь — и всё, погрязнешь по макушку, а до цели даже шага не сделаешь. Но, как когда-то спел один зелёный товарищ с гармошкой – «Лучшее, конечно, впереди». И у меня нет причин ему не верить.
— Как рождаются сюжеты и сценарии?
— Сюжет найти не проблема – достаточно лишь оглянуться по сторонам. Жизнь весёлая штука, и она ежедневно, со всей своей садистской любовью, задаёт нам, смертным, жару. Главное — уметь наблюдать. Но сюжет – это верхушка айсберга. Самое сложное — превратить его в сценарий. Есть одна хорошая фраза: «Романы пишутся, а сценарии переписываются». Например, сценарий «Мама всегда рядом» переписывался пять раз. Сейчас работаю над продолжением этой истории, так сценарий ещё не закончен, но уже три раза переписывался. И всё это для того, чтоб зритель получил полтора-два часа эмоций, а не уснул перед экраном.
— Объясните вашу тягу к триллерам (вспомним и «Седьмое лето» с шокирующими натуралистическими подробностями).
— Как киноман со стажем я довольно всеяден и с удовольствием смотрю как Бунюэля с Штрогеймом, так и Ардженто с Крэйвеном. Жанр не имеет значения, главное, чтобы кино было хорошим. Но как режиссёр (сценарист), понимаю, что комедию мне в принципе не написать и не снять. Это очень сложный жанр, поэтому так редко рождаются Рязановы, Гайдаи, Данелии. Можно драму или боевик, но их и без меня в России пачками снимают. Да к тому же я любитель саспенса* (здравствуй, дедушка Хичкок), а в драме особо саспенс и не нужен. А вот триллер — это универсальный жанр, в котором есть и драма, и боевик, и саспенса столько, что можно в вёдрах выносить.
— У триллера довольно узкая аудитория. Кто ваш зритель? Насколько это направление перспективно, на ваш взгляд?
— Это только кажется, что у триллера нет зрителей. Например, фильм Финчера «Исчезнувшая» собрал в России 460 миллионов рублей. Это, конечно, не «Пираты Карибского моря», но всё же это в пять раз больше, чем собрал распиаренный «Левиафан» Звягинцева. Люди любят острые ощущения, а хороший триллер их с горкой насыпает. Насчёт зрителя – я предполагаю, что это люди от 18-и до 35-и. Но, может быть, и ошибаюсь – увидим после показа по ТНТ.
— «Мама всегда рядом» — фильм с таким добрым названием, по мнению режиссёра, несёт агрессию или наоборот?
— Такие добрые названия не я придумал. Когда слышишь «Муму», то в первую очередь думаешь о лупоглазой коровке на зелёном лугу, а никак не о барыне-живодёрке и глухонемом дворнике. Но при этом, когда узнаёшь подтекст этого доброго названия, оно уже не кажется таким добрым. В этом-то и вся прелесть.
— Какую идею вы воплощали?
— Люди должны слушать друг друга, а не только себя любимого. Мог бы привести примеры из фильма, но не буду раскрывать все сюжетные повороты.
— Почему столько крови на экране?
— Физиология. Если в человека выстрелить из ружья, он будет кровоточить. Даже если этого не хочет. Если бы в нас был апельсиновый сок, то у меня бы в фильме было море сока. Кровь — это не цель, а побочный эффект событий, продвигающих историю вперёд.
— То есть это не фильм ужасов?
— Нет. Я не ставил себе задачи напугать зрителя, мне интереснее заставить его нервничать и переживать за происходящее. Можно неожиданно взорвать бомбу, и это будет крутой, но сиюминутный эффект. Зритель на мгновение подпрыгнет от страха и быстро успокоится. А вот вовлечь зрителя в переживание: взорвётся бомба или нет — это куда интереснее. А если в конце ещё и обмануть, показав, что никакой бомбы не было — так это вообще самый смак.
— Есть сцена, которую хотели бы выделить особо?
— Открывающий кадр с рождественским домом. Он снимался «в режиме» (утром и вечером есть всего 10-15 минут, когда закат/восход даёт красивую картинку). Мы час выставляли свет, репетировали со снегомашиной и актрисой. И всё это ради одного семнадцатисекундного статичного кадра. Или, например, красивая ванная была в доме на втором этаже, а холл на первом. В итоге мы бегали туда-обратно: сняли сцену на первом этаже, открутили дверь, перенесли её на второй, сняли сцену из ванной. И потом опять вниз с этой дверью. Магия монтажа: в фильме смотрится, что это одно и то же помещение.
— Как подбирали актёров?
— Была договорённость с авторами «Дома-2» на ТНТ, что я снимаю их участников (любых на выбор), а они спонсируют съёмки (кино — удовольствие не из дешёвых) и при этом не лезут с цензурой и правками. Идеальные условия. Так что я выбрал Харитонову, Гозиас и ещё несколько человек, провёл с ними репетиции, вытянул их актёрские способности. С Денисом Шведовым («Мажор», «Измены», «Майор» и др.) был другой подход. Мы ему скинули сценарий, затем встретились, пообщались, понравились друг другу и решили, что «надо снимать». Ангелина Стречина ещё студентка театрального института. И несмотря на это, уже снялась в нескольких крупных проектах. Но они пока не вышли (кино — штука не только дорогая, но и долгая).
— Расскажите о команде, с которой работали.
— Забавная ситуация: если я с кем-то знакомлюсь в Москве и он мне близок по духу, то в итоге оказывается, что этот человек — уралец. Например, оператор Илья Любимов, с которым мы сняли оба фильма (плюс кучу рекламы и клипов) — из Екатеринбурга. Видно, «рыбак рыбака…». В принципе, кроме меня, у каждого члена съёмочной команды есть не один полный метр в фильмографии. Поэтому во многих вопросах на них можно было положиться. Отдельно хочу сказать, что наш композитор Антон Завьялов — это участник известных рэп/рок групп «25/17» и «Лёд 9».
— Какая атмосфера была на съёмочной площадке? Случались казусы?
— Атмосфера зависит от конкретной снимаемой сцены. И, как ни странно, чем кровавее сцена в фильме, тем веселее её снимать. Казусов же всегда много. Когда мы снимали торговый центр, нам нужно было заехать туда в пять утра, чтоб успеть всё отснять до открытия. Приезжает куча народа, машина с аппаратурой, а нам мальчик-охранник заявляет, что пропустить машины и технику не может, так как нет начальника. А тот дома спит и трубку не берёт. Сидим мы, человек тридцать, в пустом торговом центре, со стеклянными невыспавшимися глазами и ждём, когда проснётся один человек. А смена-то идёт, и деньги капают. В итоге разобрали оборудование, попрятали его по рюкзакам и протащили через охрану. И когда начальник наконец соизволил проснуться, мы уже всё сняли. Или другая ситуация: сняли мы детскую площадку осенью, а на следующий день – снег, зима началась. Пришлось переснимать.
— Какой вы режиссёр — требовательный, жёсткий или поощряете импровизацию на съёмочной площадке?
— А без жёсткости «кина не будет». Всё рассыплется на отдельные эпизоды, и целостность пропадёт. Очень часто, когда со всеми соглашаешься, начинается «лебедь, рак и щука». Чтобы этого избежать, приходится требовать и «жестить». Но это не значит, что надо включать диктатора. Это не режиссура, это самоутверждение за счёт других. Как сказал герой моей любимой пьесы «Мандат»**, «Лавировать, маменька, надобно, лавировать». Импровизация имеет место быть, но в ограниченных количествах. Кино не театр, там нет единства места и времени, там всё кусками снимается. И если много импровизировать, то потом на монтаже это не склеить. Плюс я работаю по заранее подготовленной раскадровке и все «импровизации» стараюсь в неё закладывать.
— Вы говорите, фильм о том, что надо слушать друг друга. А как это сделать? Ведь в нём ни капли морализаторства…
— Ну, во-первых, я не из тех, кто «Садитесь, дети, в кружок, сейчас я вас жизни учить буду». Чему я, тридцатилетний парень, смогу научить условного водителя-дальнобойщика? Когда общаешься с такими людьми, то впору самому доставать тетрадку и житейские мудрости записывать. Если искусство начинает морализировать, то оно перестаёт быть искусством и превращается в агитку. Например, Рязанову долго пришлось уговаривать Смоктуновского сыграть у него Деточкина, ведь актёр только что закончил сниматься в фильме, где играл Ленина, а тут какая-то простенькая комедия. Прошло пятьдесят лет, и скажите, сколько раз вы смотрели «Берегись автомобиля», а сколько «Первый посетитель» (если вообще о нём слышали)?
А во-вторых, у меня в фильме не только «кровь-кишки-бей-стреляй-руби». За всей этой кровавостью я закладывал немало подтекста, но если сейчас о нём рассказывать, то будет много спойлеров***, и зрителю будет менее интересно смотреть фильм.
— У вас в фильме открытый финал. То есть последнее слово оставляете за зрителем?
— На самом деле «Мама всегда рядом» — это часть будущего полного метра, поэтому на ряд вопросов ответит полнометражная версия. Но открытые финалы я люблю, так как считаю зрителя равноправным участником фильма. Можно, конечно, поставить жирную точку и сказать: «Всё будет так, и никак иначе». Но если не давать зрителю информацию для размышления, тогда он забудет фильм, как только закончатся финальные титры.
И не все закрытые финалы являются такими на самом деле. Возьмём для примера классическую «Ромео и Джульетта» — вроде померла молодёжь, и дело с концом. Но с чего начинается пьеса? «Две равно уважаемых семьи / В Вероне, где встречают нас событья, / Ведут междоусобные бои / И не хотят унять кровопролитья». И в финале меня больше заботят не малолетние суицидники, а то, как дальше будут жить их семьи.
— Почему нужно посмотреть это кино?
— Чтобы после просмотра пойти обнять своих близких и уснуть с блаженной улыбкой, осознавая, что они живы, здоровы и являются для вас самым главным в этой жизни.
* Состояние тревожного ожидания, беспокойства (англ.).
** Пьеса советского драматурга Николая Эрдмана, 1925 год.
*** (от английского to spoil — «портить») пересказ фильма или книги с раскрытием основной интриги.
Галина Шипицына
На фото. «Мама всегда рядом» — это часть будущего полнометражного фильма, состоящего из трёх взаимосвязанных историй, действие которых развивается в 30-х, в 90-х годах и в наше время. Поздней ночью в загородный дом врывается отчаянная женщина с ружьём и с порога стреляет в хозяина. Но нападавшая не знает, что мужчина в доме не один. А вот почему и зачем – узнаем, посмотрев фильм в субботу, 3 июня, в 01.00 на канале ТНТ.
Для справки:
Евгений Пузыревский родился в германском городе Веймаре. Затем переехал с родителями в Камышлов. В 2008 закончил Свердловский колледж искусств и культуры по специальности «Театральная режиссура». С 2008 живёт и работает в Москве. В 2012 году в издательстве «Мир кино» вышла его дебютная книга «Седьмое лето». В 2016-м снял дебютный фильм «Он был его другом», который участвовал в фестивальном прокате по всему миру, в том числе представлял Россию в «Global Russians» Каннского фестиваля в 2016 году.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Кто дотерпел, посмотрел фильм? Как оно?
Я не смотрел, лучше посплю
Смотрим “Мама всегда рядом” (2016)
Ссылку на фильм предоставил Мёртвый Хоббит
надо таки глянуть. Люблю подобные экранизации.
По ТНТ, да еще ночью, смотреть фильмы вообще не реально, одной рекламой задолбают.