Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
26 августа 2011, 14:00

Паровоз на постаменте



Далёкое — близкое

В семейном архиве Валентины Николаевны Потеминой особое место занимает папка, в которой хранятся сведения об отце — Николае Николаевиче Рылове. Материалов здесь немного, но даже по ним можно сделать вывод, какой замечательный след в истории Камышловского локомотивного депо оставил этот человек.

Отличный перевозчик

Родился Н.Н. Рылов в 1910 году, а 15 ноября 1926 года в его трудовой книжке появилась первая запись. 16-летний Николай был принят в депо слесарем. В течение шести лет набирался опыта по уходу за паровозами и их ремонту, работал кочегаром на паровозе. Затем были годы службы в рядах Красной Армии. 11 декабря 1934 года он был снова принят в депо, но уже помощником машиниста. В августе следующего года стал машинистом паровоза.
В 1940 году в той части трудовой книжки, где фиксировались поощрения и награждения, появилась первая запись: «За отличную безаварийную работу в течение 1939 года наградить месячным заработком в сумме 862 рубля». После этого поощрительные записи делались регулярно.
На фронт машиниста Н.Н. Рылова не отправили, его опыт, мастерство требовались в тылу — на перевозке военных грузов. За эти годы Николай Николаевич был восемь раз отмечен в приказах по депо. Благодарности ему выносились в основном за обеспечение скоростных перевозок военных грузов, за вождение тяжеловесных поездов, за перевыполнение технических скоростей, за безаварийную работу. 31 декабря 1943 года машинист Рылов за вождение тяжеловесных поездов награжден значком «Отличный перевозчик».
Труд поездных бригад того времени можно было назвать геройским. Паровозы были маломощные, и провести на таком тягаче груза больше нормы — это высшее мастерство, профессионализм. Положение на железной дороге изменилось, когда стали эксплуатироваться машины серии «ФД». Но все равно работа оставалась тяжелой: сквозняки, угольная пыль, въедающаяся в поры, одежда, пропитанная мазутом, и более 20 тонн угля, который следовало перекидать из тендера в топку паровоза за поездку.

Исключение из правил

Н.Н. Рылов прошел все ступени профессионального роста, став классным машинистом. Коллеги ценили в нем принципиальность, трудолюбие, высокую ответственность и физическую силу. Ветераны вспоминали, что при постановке паровоза на ремонт, он не уходил из депо до тех пор, пока не заканчивались все работы, хотя они могли вестись не одни сутки.
Когда он был старшим машинистом, ему подчинялось несколько бригад. В трудовой биографии Н.Н. Рылова был такой факт: по представлению заместителя министра путей сообщения приказом начальника дороги ему присвоен второй класс квалификации паровозного машиниста без сдачи экзамена. Это было исключением из правил, а добился его Николай Николаевич благодаря мастерству вождения паровоза.
Его состав в один из дней в холодную зиму 1950 года стоял на станции Свердловск-Сортировочный. Термометр показывал минус 40. Смазка в буксах застыла, поезда стояли. На станции образовалась пробка, а груз надо было срочно пропускать на запад: шло восстановление хозяйства страны, разрушенного войной. В Свердловск приехал зам. министра путей сообщения. На одном из главных путей станции стоял поезд, который пытались сдвинуть с места два паровоза. По приказу большого начальника в голову поезда подцепили еще один локомотив — паровоз «ФД-3125». Только тройной тягой удалось сдвинуть состав с места и утащить на станцию Свердловск-Пассажирский, а далее — до Камышлова — он пошел уже с одним головным паровозом. Машинистом на нем был Н.Н. Рылов.
Этот локомотив, как один из лучших по техническому состоянию в Камышловском локомотивном депо, водил особые поезда. Рядом с Николаем Николаевичем в течение многих лет трудились опытные машинисты — Александр Маркелович Кашин и Петр Михайлович Ракульцев. Общими усилиями бригады не только добросовестно ухаживали за локомотивом, но и проводили допускаемые реконструкции. Например, применяли приспособления, которые давали возможность увеличить экономию топлива и везти тяжеловесные поезда.

Читайте также:  Две сестры

«ФД» с резными колёсами

Тот паровоз марки «ФД» под номером 3125 Н.Н. Рылов получил новым в 1940 году с Ворошиловградского паровозостроительного завода. Именно его водил всю войну, а в качестве старшего машиниста — около полутора десятков лет. В середине 50-х в Камышлов пришел приказ отправить этот локомотив на Южно-Уральскую железную дорогу, где не хватало паровозной тяги. Затем паровоз эксплуатировался на Казанской и бывшей Московско-Киевской железных дорогах.
— В 1986 году папа получил письмо из Москвы, — рассказывает В.Н. Потемина, — оказывается, в стране был создан необычный музей под открытым небом. В качестве памятника на одном из столичных вокзалов был установлен паровоз машиниста Рылова. Председатель секции железнодорожной техники Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Никольский сообщил, почему был выбран именно этот паровоз.
Вот строки из письма А.С. Никольского: «Мы выбрали наш «ФД» среди последних 150 машин, которые сегодня режут на лом. Он выгодно отличался от них — во-первых, у него все до единого колеса были резными, в хорошем состоянии была и будка машиниста. И все же хлопот с ним было много». Паровоз стоял в депо станции Льгов, куда мастера-энтузиасты в течение длительного времени ездили на его восстанов ление. Осенью 1986 года он встал на вечную стоянку у Киевского вокзала. Это был 30-метровый красавец-паровоз — краса и гордость железной дороги многих лет. Не успели привезти «ФД» к вокзалу, как студия «Мосфильм» запросила его на съемки исторического фильма.
А.С. Никольский приглашал старого машиниста приехать в Москву и полюбоваться на паровоз-памятник. Валентина Николаевна вспоминает, что отец был до слез тронут тем письмом, а затем публикацией из газеты «Гудок», которую ему переслали в то же время. Он собрался на встречу со старым другом, но время распорядилось по-другому…
К сказанному выше следует добавить, что Н.Н. Рылов проработал в паровозном депо ст. Камышлов до 19 мая 1965 года, то есть до ухода на заслуженный отдых. За добросовестный и многолетний труд Николай Николаевич награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.
В настоящее время паровоз «ФД-3125» является экспонатом музея железнодорожного транспорта, расположенного вблизи Рижского вокзала Москвы.

Надежда ПАДЕРИНА.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.